День, когда мне захотелось залезть в голову к киноакадемикам
Я уже лет 10 внимательно смотрю церемонию вручения премии "Оскар". И ни разу я не была так обескуражена выбором лучшего фильма. “Форма воды” — ретрокартина о любви немой уборщицы из секретной правительственной лаборатории и подопытной амфибии мужского, как выясняется, пола.
Решила для начала спросить единственную из моих знакомых, кому “Форма воды” понравилось. “Не помню никаких подробностей, помню только улыбку главной героини”, — сказала она, отвечая мне на претензии к стройности фабулы и характеров. А еще, что это сказка, а поэтому не надо палить за тем, сморщиваются ли у девушки подушечки пальцев в воде.
Режиссер Гильермо дель Торо признался, что снимал сказку, только такую, где и принцесса — не принцесса, и чудовище не превратится в красавца, потому что красавцы надоели. Сказал, что хотел показать отношения, в которые можно поверить, при этом помня, что это метафора.
Одна моя коллега про унылых апатичных людей говорила: "Это как рыбу е#!$ь”. Мне в голову во время просмотра только эта метафора и шла. По мне, так это очень красивый (а потому награждение самого дель Торо за режиссуру вопросов не вызывает), но безумно скучный фильм. Эдакая тоскливая "Амели".
С символами в “Форме воды” и правда все отлично: если их разбирать, то видно, как потрясающе все выстроено — текст, цвет, детали интерьера, привычки героев. Как тщательно выписаны линия воды, конфликт прошлого и будущего. Но если ты пришел в кино не разгадывать иероглифы, а безыдейно кайфовать в мягком кресле с попкорном, то тут провал. Очень простой предсказуемый сюжет и утрированные персонажи — настолько, что, кажется, актерам самим невесело. Ричард Дженкинс давно такой во всех своих картинах — хороший и потерянный, Октавия Спенсер из образа дерзкой обаяшки в принципе не вылезает, а если посмотреть на исполнительницу главной роли Салли Хокинс в жизни, станет понятно, что она тоже не сильно старается. И даже то, что сыграл Майкл Шэннон, мы у него уже видели — в фильме “Под покровом ночи”, только там это было со знаком плюс.
На человека-амфибию попросту тяжко смотреть. А уж эпизод с описанием его рыбьих причиндалов — абсолютно лишняя деталь. Впрочем, местами подробности не помешали бы, но как раз эти места практически не расписаны. Притом что дель Торо выдал основным актерам бэкграунд по их героям на несколько десятков страниц. Я как зритель тоже не отказалась бы от чуть большей глубины их историй. Хотя, по мнению режиссера, открывающая сцена с мастурбацией по таймеру — это все, что нужно знать об Элайзе Эспозито, он называет ее основополагающей.
Октавия Спенсер обратила внимание на то, что в фильме, где оба главных героя не произносят ни слова, жирная порция реплик досталась гею и темнокожей — тем, кто в 60-е (когда происходит действие) голоса не имел бы. О том, что “Форма воды” актуальна, спорить не приходится. Тут и мир без границ, о котором дель Торо говорил, получая свой первый “Оскар”, и мир глазами ребенка, о котором он говорил, получая второй. И, видимо, академики проголосовали именно за это — за мечту. В фильме есть все, что мы считаем правильным: “любовь невзирая на различия”, “красота в глазах смотрящего”, “чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки зачеркнуто рыбы”. Даже странно — почему же на эмоциональном уровне все это не срабатывает? Возможно, дело в том, что чистый взгляд не отменяет хорошей работы. Дети не любят занудства.