Очень часто финский турист, отправляясь в другие страны, где качество продуктов и воды оставляет сомнение, берет с собой воду и необходимые продукты питания. Одним из главных вопросов при посещении других стран остается: можно ли пить воду из-под крана и что вызывает из выбранных продуктов в магазинах опасения… Почему финны так осторожны? Одной из причин является та, что их организм привык настолько к качественным продуктам и хорошей воде, что минимальные отклонения от их норм продукции влияют молниеносно на них, приводят к расстройству желудка, аллергии и другим сбоям всего организма.
Выбирая в магазинах продукты, финн берет чаще всего овощи и фрукты, которые выращены именно в своей стране. Цены на порядок дороже их не пугают, когда речь идет о здоровье. Финские яблоки, например, стоят приблизительно на 30 процентов дороже, но они берут свои северные, это касается и овощей.
Покупатели знают, что фермерские хозяйства полностью отвечают за свое качество. Экологически чистая продукция — их здоровье. Отсюда повышенные требования гигиенического плана к сборщикам овощей и ягод, продукция с полей идет сразу на рынки и в магазины. И каждый фермер на упаковке своего товара указывает свои данные, включая название фирмы и телефон, по которому можно с ним связаться. Но под качеством в Финляндии имеют ввиду не только непосредственно качество самой продукции и вкус, но и внешний вид, сохранность свойств продуктов, упаковочный материал и информацию. Заключив договоры с торговыми организациями, поставка фермерами осуществляется в очень сжатые сроки. Фермеры дорожат своей продукцией и поставляют ее с полей без сбоев — иначе они просто потеряют своих клиентов. И сами покупатели привыкли к качеству и свежему виду овощей, фруктов и ягод. На овощи и фрукты в северной стране на местный продукт спрос составляет более 50%.
Многие страны говорят о национальной идее как таковой. В течение многих лет, наблюдая за тем, как ведется торговля, как борются в жесткой конкуренции фермеры за качество товара, можно сказать, что и сам покупатель как бы определяет и движет к высокому качеству своей требовательностью и традициями пользоваться лучшим, что и говорит об одном из аспектов национальной идеи: качественный товар — финский товар! Финн не кладет в продуктовую корзину, не посмотрев, кто произвел, когда истекает срок годности, и известен ли ему этот продукт и этот производитель.
Такой пример. Молочные продукты лучшей фирмы «Valio» — текст на упаковке говорит о содержании витаминов, кальция, жирности, протеина… Сверху молочной упаковки — дата и время изготовления. Финское молоко — одно из лучших в мире. «Лебедь» на упаковке — знак качества. Сама упаковка эстетична, изображение смешной коровы вызывает у детей желание пить молоко… В красной упаковке — жирное молоко, в синей — с меньшей жирностью, в голубой нет жирности или совсем минимальный процент. Финны пьют много молока.
Молочные, мясные и рыбные продукты используют почти 80% своего сырья. Хлеб, мясо и мясопродукты финны тоже стараются покупать отечественного производства. Они быстро реагируют на то, в каком состоянии содержатся животные и птицы на фермах, чем их кормят, какими медицинскими препаратами пользуются ветеринарные врачи. Финны знают, что качество мяса зависит от этого, и все находится под строжайшим контролем соответствующих органов. Магазины тоже дорожат своей репутацией и строго соблюдают сроки годности продуктов.