Найти тему
Читатель Толстов

Читатель Толстов: Три потрясающие книги о мире, который мы не знали

Оглавление

Прочитано в 2018 г. Выпуск 159

Сай Монтгомери «Душа осьминога»

  • Изд-во «Альпина Нон-Фикшен», 2018 г.
-2

Поразительная книга, просто поразительная. Американский биолог Сай Монтгомери, которая много лет состояла активисткой разных зоозащитных движений, поступает на работу в океанариум в Новой Англии – и знакомится с жизнью живущих в океанариуме осьминогов. И рассказывает об этом нам, поскольку на момент знакомства она знает об осьминогах столько же, сколько знает средний читатель – то есть ничего. Но в процессе знакомства Монтгомери обнаруживает все новые и новые особенности анатомии, биологии, поведения, характера, привычек своих головоногих знакомых. Вплоть до того, что надевает акваланг и залезает в аквариум, чтобы увидеть окружающий мир «глазами осьминога». Редко какие книги я читал с таким невероятным, извините за невольный каламбур, погружением. Во-первых, сама повседневная практика работы океанариума меня поразила. Представляете, они там даже делают для осьминогов сложные сборные-разборные игрушки, чтобы осьминогам было чем заняться, а то они заскучают? Во-вторых, конечно, рассказ о самих осьминогах – что-то совершенно невероятное. Что у них мозговые клетки находятся в их руках-щупальцах. Что у осьминога в среднем полторы тысячи присосок и каждую он контролирует отдельно. Что он «нюхает» кожей, способен узнавать человека в лицо, и к тому же это единственное, кроме собаки, животное, способное найти спрятанную вещь, если человек покажет пальцем, где искать. Монтгомери написала поразительную книгу об осьминогах – да что там, это лучшее, что я читал на эту тему. Обязательно рекомендую.

Патрик Барбье «Празднества в Неаполе»

  • Изд-во Ивана Лимбаха, 2018 г.
-3

Ну, что нам до развлечений в Неаполе – а между тем французский искусствовед Патрик Барбье лет 20 назад написал книгу «История кастратов», очень в свое время популярную у нас. Барбье решил выяснить, почему искусство кастратов, высокие сладкие мужские голоса получили такую невероятную популярность именно в Неаполе и именно в середине XVIII века. «Празднества в Неаполе» - это возвращение к теме, но на этот раз Барбье рассматривает окружающий контекст: какие развлечения были популярны в Неаполитанском королевстве, какая публика их посещала, как люди из других городов и стран добирались до Неаполя, чтобы принять в них участие (и, само собой, послушать кастратов). Неаполитанское королевство в XVIII веке несколько раз «меняло прописку», принадлежало то одной, то другой европейской королевской фамилии. Соответственно, новые правители, чтобы снискать любовь населения, каждый раз придумывали какие-то особенные, утонченные увеселения, и допридумывались до кастратов – хотя не только до них, там много еще о чем говорится. Например, оттуда пошли опера-буфф, уличные карнавалы и другие популярные жанры. Но больше всего Барбье рассказывает о кастратах: как их готовили, как учили, какие условия были в неаполитанских консерваториях, почему именно этим драгоценным голосам мы обязаны рождению многих театральных и музыкальных шедевров. Собственно, и сама книга Патрика Барбье такой же шедевр исторического искусствоведения. Оторваться невозможно, читается взахлеб.

ПОЛНОСТЬЮ эта серия рецензий - ПО ССЫЛКЕ.

ОТ ЭТОГО ЖЕ АВТОРА: ИСТОРИЯ РОК-МУЗЫКИ ПОЛУВЕКОВОЙ ДАВНОСТИ

-4