Как мы оцениваем свою работу?
Во что готовы вложиться еще и еще?
Три примера для наглядности.
Пример первый, собирательный.
Икеа расплодилась по всему свету. Что вы чувствуете, когда смотрите на икеевскую мебель? Сама по себе она не особенно симпатичная, и даже не всегда удобная. Однако, что-то в ней есть. Ученые, совсем даже не британские, в лице Дэна Ариэли, исследовали любовь к икее среди покупателей. Обнаружилось вот что: после 2 часов злости и вкручивания болтов не на место, люди намного больше любят именно икеевские предметы в их доме. Потому что они много в них вложили! Сил, времени, эмоций.
Как-то раз мы тащили икеевский шкаф в метро. Полторы клеенные «деревяшки», а тяжесть оказалась безумная. Всего 1400 за шкаф, но после этого я с маниакальным упорством перевожу его с собой при очередной смене места жительства. Это мой шкаф, я вложила в него себя. В тот самый день, в метро, когда проклинала его за адскую тяжесть.
То же самое можно сказать о вещах, которые вы смастерили сами. Они могут не отличаться супер красотой, изяществом или каким-то особенным удобством. Вы их любите не за это. А за то, что они появились на свет благодаря вашим собственным усилиям. Их сделали вы!
Пример второй, разбивательный.
Есть такой миф среди бизнесменов — сделай человеку легко и он влюбится в твой продукт. Разбивает этот миф об реальность история про смесь для выпечки. Бедняжки маркетологи убили кучу времени, чтобы понять, что не так со смесями для выпечки с девизом Invite «просто добавь воды». Оказалось, слишком просто. Слишком просто. Про кекс из коробки нельзя было сказать «я испекла», но и «я купила» тоже звучало как-то странно. Чей кекс? Ничей. Потому и не куплен.
К этой же истории хочется добавить личную: как-то я решила поэкспериментировать и отправиться на мастер-класс «ваша первая картина маслом за 2 часа». Выбрала картинку, краски, стала рисовать. Участникам помогал художник. Настолько помогал, что картина, которая уже больше года висит у меня в спальне, не моя. Я не могу назвать ее своей. Это чужая картина, хотя на ней вполне даже стоят мои инициалы. Пойти второй раз к этому художнику мне не захотелось. Зачем мне чужая-моя картина?
Пример третий, необъективный.
Всё тот же Дэн Ариэли рассказывает про эксперимент с оригами: ученые попросили участников эксперимента собрать лягушку. Половине дали нормальную инструкцию, второй половине — только часть инструкции. Когда после тяжелой работы по сгибанию бумажек в нужных местах, участников попросили оценить свою работу в долларах, оказалось, что более страшненькие лягушки, собранные без понятной инструкции, были милее сердцу участников и они (те самые, кто их собрал) были готовы предложить за свои творения больше денег. Экспериментаторы просили именно выкупить лягушек, ведь бумага и результат эксперимента все еще принадлежали ученым.
Сторонние наблюдатели были более объективны: для них более красивые лягушки просто стоили больше денег. И всё.
Какой вывод можно сделать из этих примеров?
Выполнение более сложных задач людям более интересно. «Я допёр тяжеленный шкаф и собрал его правильно, со второй попытки», «Это я готовила! Чтобы получилось хорошо, нужно было правильно добавить яйца и молоко», «Я сам без инструкции собрал!» — это всё истории про гордость и достижение.
А вот истории про «Грузчики принесли и поставили, где я хотел», «Да просто воду наливаешь и в духовку», «По инструкции просто сгибаешь, там пошагово нарисовано» — это истории про обыкновенность. Каждый так сможет. Эти достижения сложно признать и нам всё время кажется, что там не за что себя хвалить.
Другие отличные стимулы для эффективности:
Понимание смысла или придание работе смысла, возможность гибко и креативно выполнять задачу, возможность реализовать своё понимание себя через работу, возможность владеть результатом фактически или на бумаге, и так далее.
Что делать, если сейчас у вас проблемы с эффективностью?
Подписывайтесь на канал и я расскажу вам о конкретной формуле мотивации.
Они длинная, но работает!
Проверено на личном опыте.