Принято считать, что первые успешные опыты с тяжелыми БМП на танковом шасси – это заслуга израильтян с их «Ахзаритом». Но это не так. Задолго до этого, в самый кровопролитный конфликт 20-го века, союзники экспериментировали с танковыми шасси, создав кустарный прототип первых БМП на танковом шасси.
Для того, что бы понять необходимость такой меры, следует посмотреть на бронетранспортеры того периода, которые были на вооружении сторон конфликта. Основу составляли машины, вроде английского Universal Carrier или французского Lorraine 37T. Эти транспортеры далеки по концепции от своих наследников. При низкой защищенности, их подвижность, а зачастую, и проходимость – были ниже чем у танков того времени. Чаще обходились полумерами – перевозя десант прямо на броне танка. Но смести пехотинцев с корпуса мог даже снаряд, взорвавшийся неподалеку. Потому возникла необходимость в создании тяжелого пехотного транспорта, который был бы равен в степени защищенности с танками противника.
Рождение Кенгуру
Первыми реализовали эту необходимость в армии Канады. Большое количество танков M3 и M5 Stuart позволили переоборудовать некоторое количество этих машин в артиллерийские тягачи. Такая необходимость возникла ввиду малой мощности Universal Carrier, которой в песках Северной Африки было критически мало.
Импровизированные тягачи удовлетворили недостаток в технике, и канадцы решили пойти дальше. Переоборудованные машины использовались в качестве «классических» БТР. Но от этого быстро отказались, ввиду недостаточной защищенности танков-доноров. Несмотря на то, что у более защищенного М5 в самой «толстой» области бронирование превышало 60 миллиметров, устаревшая конструкция сводила это преимущество на «нет».
Официальное признание жизнеспособности такой идее случилось спустя два года. Когда летом 1944 года союзники проводили знаменитую высадку, ощущался острый недостаток техники. Британские и канадские войска оснащались американскими полугусеничными транспортерами M3, но их поставки сократились ввиду потребности самих американцев. Характеристик Universal Carrier было недостаточно, а танки и без того не ощущали недостатка дел. Тогда руководство второго канадского корпуса предложило сделать транспортеры на шасси артиллерийских самоходок M7 Priest.
Для переоборудования было отобрано 72 машины из резерва канадских сил. В полевых мастерских с машин снимали 105-мм орудие и стеллажи для снарядов, а место механика-водителя отделяли стальной перегородкой. Часть этих самоходок изначально оснащалась пулеметом, а некоторые машины его получали уже в ходе превращения в БТР. Машины удовлетворили военных, и когда на замену M7 пришли более современные орудия, переделке подверглись оставшиеся в распоряжении канадцев Priest. Позже, практика превращения в транспортер перешла и на другие машины канадцев и британцев. Конверсии подвергались танки Sherman, Churchill и канадские Ram. Некоторые машины переделывались из танков с поврежденными орудиями или башнями, а некоторые – по сиюминутной необходимости. Готовым машинам пришлось имя Kangaroo, данное им солдатами. Оно распространялось на все БТР данного типа – вне зависимости от танка, который стал донором.
Технология была проста: башни демонтировали, а в боевом отделении помещали скамейки для десанта, который был отделен от механика-водителя перегородкой. Помимо курсового пулемета, добавляли оружие в погоне башни, чаще по принципу: чем больше – тем лучше. Весьма стесненное боевое отделение танков союзников могло вместить 8-12 пехотинцев. Естественно, на броне целого танка может поместиться больше. Но, думаю, людям было спокойней за броней, а не на ней.
Применение
Первое использование транспортеров на базе M7 Priest датируется 8 августа 1944 года. Тогда канадские войска, в рамках операции «Totalize» передвигались на эрзац-транспортерах наравне с американскими БТР M3. Высокая мобильность и проходимость машин вдохновила канадцев. К тому периоду весь танковый парк постепенно переходил на американские Sherman, ввиду чего почти 500 танков Ram были переоборудованы в транспортеры
В тоже время, выявился главный недостаток новоиспеченных транспортеров. Корпус танка, который изначально создан для того, что бы на него лишний раз никто забраться не мог (забросив гранату в люк), играл злую шутку со своими же операторами. Солдаты рисковали, пытаясь выйти или забраться в машину под огнем. Тогда в полевых мастерских на машины наваривали ступеньки, которые облегчали загрузку в БТР.
Практика канадцев перешла и в другие союзнические войска. В частности, идею оценили английские солдаты. 79-й полк Бронетранспортерной дивизии Великобритании был объединен с первым канадским полком бронетранспортеров, которые действовали совместно до окончания войны. Последним применением подобных транспортеров, которыми были машины на базе канадских танков Ram, считается марш седьмой бронетанковой дивизии (та, которая «Пустынные Крысы») в Гамбург в мае 1945 года.
Самодельные тяжелые БМП использовались британскими и канадскими войсками до конца войны. Канадские солдаты после обновления танкового парка переделали все устаревшие M3 и M5 в транспортеры, а в Италии таким образом поступили с Sherman III в мастерских восьмой армии Британии. Вторая Мировая война выявила необходимость во многих видах военной техники. И тяжелые БТР, об актуальности которых заговорили сегодня – ввиду неугасающих локальных конфликтов, снова в строю.