Написание рецензий, если разобраться, дело неблагородное. Любая хорошая рецензия не обойдётся без той призмы субъективности автора статьи, через которую он наблюдал за действом на экране, а затем выражал мнение о киноленте. Происходит некое навязывание взглядов, формирование предвзятого отношения к фильму. Но законы жанра именно таковы, без мнения автора рецензия превращается в сухое перечисление фактов.
И есть фильмы, о которых хочется написать. Написать рецензию. Поделиться своими эмоциями от просмотра. «Запах женщины» именно такой фильм.
О картине
Когда после сеанса вы спросите зрителя артхаусного кино в чём смысл картины, он на некоторое время задумается - действительно, в чём? Это приемлемо для жанра артхаус. Когда же после просмотра драмы вы с трудом выделяете главную мысль фильма - понимая, что смыслов-то заложено много - это иной опыт, он складывает совершенно другое мнение о фильме.
«Запах женщины» - фильм об уважении ценностей. Настоящих ценностей. Под ними привычно понимание незыблемых институтов повседневной жизни: семья, долг, честь. В картине Мартина Бреста представлены не обособленные институты, а их ответвления, переплетающиеся в единое полотно общего посыла.
Фильм вышел в прокат в 1992 году. Режиссёр Мартин Брест. Главные роли исполнили Аль Пачино, Крис О’Доннелл.
Это не современное излишне толерантное голливудское лицемерие на плёнке, а настоящий кинофильм. Картина раскроет идеалы, о которых зритель часто забывает, похрустывая попкорном в зале кинотеатра. Заложенные линии смыслов расплывчаты, но в синергии обретают ясную форму: «Запах женщины» - об уважении, честности, доверии, надежде.
Сюжет
Чарли Симмз - выходец из небогатой семьи, учится в солидном университете и ввиду нехватки денег вынужден искать работу на День благодарения. При особых обстоятельствах Чарли становится подозреваемым в хулиганстве и находится на грани отчисления. Чтобы этого избежать, он должен выдать знакомых ребят, совершивших злодеяние. Чарли устраивается провожатым Фрэнка Слэйда, в прошлом полковника разведки, ослепшего на оба глаза. Работа оказывается непростой, когда Фрэнк решает ехать в Нью-Йорк, чтобы исполнить некое «важное дело».
―Зачем мы едем в Нью-Йок? ―Вся информация поступит своевременно.
Идеи
Можно выделить три основные идеи, поднимаемые в фильме:
1) Муки выбора. Чарли Симмз находится в классической «дилемме заключённого»: ему предстоит решить - рассказать о проступке приятелей и в награду получить поступление в Гарвард или умолчать и быть исключённым из школы Бэрда. Поднимается идея честности и совести.
―Совесть Чарли... Когда ты родился, сынок, во времена рыцарей Круглого стола? Ты что, не слышал? Cовесть умерла.
2) Отношение к жизни. Жизнь - одна из ключевых тем фильма. Дуэт Чарли-Фрэнка, словно специально построен, чтобы быть отражением совершенно разной жизни.
3) Отношение к женщинам...
К женщинам
Оправдаю название фильма. Как ясно из приведённого выше синопсиса, фильм совершенно не о романтических отношениях. Женщина упоминается как идеал и смысл жизни.
Любовью к Женщине пропитана каждая минута ленты. Кульминация - урок танго для незнакомки, который даёт Фрэнк. Каждому мужчине есть чему поучиться у персонажа Аль Пачино.
Но я чувствую ее запах. Женщины... Что тут скажешь... Кто сотворил их? Господь Бог настояший гений. Волосы... Говорят, что волосы — это все... Тебе знакомо это - ты зарываешься в облако волос и тебе хочется уснуть навсегда... Или губы... когда они касаются твоих губ — это как первый глоток вина после перехода через пустыню... Груди... Ох... Большие, маленькие… Ноги... Все равно, похожи ли они на греческие колонны или на ножки Стэнуэя... Мне надо выпить.
Актёры
Если актёры фильма были удостоены наградами за проделанную работу, об этом стоит говорить. Аль Пачино был удостоен «Оскара» за лучшую мужскую роль первого плана и с выбором академиков сложно не согласиться. Актёр учился расфокусировать свой взгляд таким образом, чтобы глаза не "цеплялись" за окружающие предметы, симулируя слепоту. Он убедителен, ему хочется верить. Ориджин Фрэнка раскрывается на протяжении всего фильма, персонаж не перестаёт быть интересным.
Что касается остальных актёров, понравилась игра Габриэль Анвар, сыгравшая незнакомку и Филип Сеймур Хоффман в роли приятеля Чарли.
Сам Чарли Симмз в исполнении Криса О'Доннела показался картонным и ненастоящим.
Минусы
«Запах женщины» рассказывает увлекательную историю, но наблюдать за ней интересно, только когда в кадре есть Аль Пачино. Остальные персонажи меркнут в сравнении с ним. За это невольное «перетягивание одеяла» на одного актёра ответственность несёт не лучший кастинг.
Также стоит отметить американскую натуру фильма, окрашивающую фильм чрезмерным пафосом. Местами, это добавляет шарма, местами изрядно мешает повествованию.
Вердикт
Самая субъективная часть любой рецензии. Откровенно, фильм понравился своим пробуждением жизни в самых закаменелых сердцах. Потому и получает заслуженные свои 9 из 10.
―Тебе знакомо это чувство, ты хочешь уйти, а потом оказывается, ты хочешь остаться?