Шел первый год Великой Отечественной. В условиях тундры с ее долгой зимой и затяжными снегопадами наша армия на Карельском фронте столкнулась с проблемами транспортировки боеприпасов, раненых солдат и подбитой техники.
Поэтому для обороны Заполярья стали создавать уникальные оленетранспортные дивизионы, в которые набирали ненцев, саамов и коми. Звание солдата в этом подразделении звучало так: ездовой оленевод.
За все время своего существования оленетранспортные бригады вывезли с поля боя около 10 тысяч раненых, доставили на передовую 17 тысяч тонн военных грузов, эвакуировали 160 самолетов, забросили в тыл врага 8 тысяч разведчиков.
ОЛЕНЬЯ МОБИЛИЗАЦИЯ
Первый опыт использования оленьего транспорта в армии относится к периоду Финской войны. Еще тогда были отмечены преимущества оленьей упряжки: она легко проходит по бездорожью до 80 километров в день, олени питаются ягелем и травой, которые сами находят, передвигаются эти животные очень тихо и, даже будучи ранеными, не издают ни звука. Однако развивать это направление не стали. И поэтому в 1941 году оленьи бригады собирали спонтанно, специально призывая в армию са-амов-оленеводов. Им предписывалось являться к месту призыва в Мурманске со своими нартами и оленями.
И вдруг оказалось, что нужного количества оленей в Мурманской области нет. Тогда из Архангельской области, Коми АССР и Ямало-Ненецкого округа на военную службу призвали 1 400 каюров, а с ними 10 тысяч оленей. Призывники отправились к пункту сбора своим ходом. Только олени, которые шли впереди, подбирали весь ягель, а тем, кто шел следом, корма не хватало. Животные валились с ног от голода и долгого пути. Комиссары тем временем за каждого погибшего оленя обещали военный трибунал, как за вредительство. Поэтому люди опасались забивать умирающих животных на мясо, они грузили их на нарты и везли. Эшелон продвигался медленно, каюры постоянно сворачивали с пути в поисках мест, богатых ягелем...
А пока в Мурманске ждали пополнения, под Архангельском полным ходом шла организация оленелыжных батальонов. Люди и животные проходили подготовку. Оленей учили не бояться выстрелов. Для этого оленью упряжку гнали по снегу под звуки выстрелов. Первое время животные пугались и останавливались как вкопанные, а потом привыкли. Обученных оленей грузили в вагоны и отправляли в Мурманск.
В дороге они слабели от голода. Тогда кто-то предложил привязывать им к мордам торбы с сеном. Правда, этот «кто-то» забыл, что олени сено не едят. Так была потеряна четвертая часть стада.
Тем не менее весной 1942 года в распоряжение командования 14-й армии Карельского фронта поступили 12 оленелыжных батальонов. Чуть позже три из них отправились в 10-ю армию, а оставшиеся были объединены в две бригады и сразу переброшены на фронт. Немецкое командование, узнав о создании таких бригад, отдало приказ авиации и отрядам диверсантов уничтожать оленьи стада, следующие к месту формирования подразделений. Но оленетранспортные бригады продолжали делать свое дело.
МОЛЧАЛИВЫЕ БОЙЦЫ
В воспоминаниях ветеранов сохранилось довольно много интересных фактов, касающихся участия оленей в Великой Отечественной войне. Чаще всего это были рейды в тыл врага и эвакуация раненых.
В условиях суровой зимы приходилось трудно и людям, и животным. Жилища бойцов представляли собой вырытые в снегу ямы, прикрытые лапником и плащ-палатками. Не хватало теплой одежды и обуви, разжечь костер из отсыревших веток становилось настоящей проблемой, продовольствие и боеприпасы доставлялись нерегулярно. Кроме того, ослабевшим от военных лишений людям приходилось по приказу командования заниматься расчисткой дорог. Однако установленный режим работы оленьих упряжек соблюдался неукоснительно. Работали строго по 8 часов, через каждый час — перерыв 10 минут, а через 4 дня — выходной.
Бывший боец оленетранспортной бригады Алексей Ледков рассказывал, что бойцам приходилось шить белые маскировочные халаты для животных, а иногда и красить их белой краской. Поначалу олени пытались сбросить с себя этот наряд, но потом привыкли. Однажды, чтобы обнаружить вражеские огневые точки, вызвав огонь на себя, Ледков, вскочив на нарты и разогнавшись, с громким криком промчался перед оторопевшими от такой наглости немцами. Когда они опомнились, то увидели только снежный вихрь позади нарт. Застрочили пулеметы, но было уже поздно.
Другой ветеран, Е. И. Горбунов, вспоминал, как оленелыжный батальон в 1942 году уничтожил фашистский аэродром в Петсамо. Тогда полярная ночь и снежная зима стали помощниками нашим бойцам. Мела метель, люди в маскхалатах и олени передвигались бесшумно. Ведь олень не лошадь, звуков не издает. Подобравшись к месту назначения, выждали, пока враг ляжет спать, а потом внезапно налетели. Застрелили охранников, взорвали самолеты и баки с горючим. И исчезли в снежной круговерти.
Неоценимую помощь оказывали оленьи упряжки и авиации. Они вывозили из труднодоступных мест не только раненых летчиков, но и части подбитых самолетов. Правда, не без проблем. Как вывезти мотор самолета весом около полутонны? И тогда один из оленеводов, В. С. Белугин, придумал сделать большую нарту, на которую перетаскивался мотор при помощи специальных приспособлений. Тащили этот груз 20 оленей.
Нередко олени участвовали и в морских десантных операциях. Как рассказывал Е. И. Горбунов, в паре километров от берега корабль, перевозивший животных, накреняли.
Таким образом, оленей сбрасывали в воду, и они добирались до берега быстрее шлюпок. Сколько раз эти животные, оказавшись в холодной воде, ломали копытами лед и, выбираясь на более толстый его слой, вытаскивали нарты!
ЗАЛОГ ПОБЕДЫ
О Мурманской наступательной операции весной 1942 года известно много, а вот о том, что в ней принимали участие олени, мало кто знает. К счастью, в архиве города Подольска сохранились документы и письма ветеранов 31-го оленелыжного подразделения.
С. И. Пасканный вспоминал, что, когда уже был намечен план наступления, погода внесла свои коррективы. Начались сильные метели, отрезавшие пути снабжения. Люди остались без еды и боеприпасов, раненые умирали, не дождавшись помощи, было много замерзших и обмороженных. Одежда примерзала к телу. Чтобы хоть как-то согреться, жгли лыжи, но и они вскоре закончились. Командование приняло решение прекратить бои. Именно тогда на помощь пришли оленьи упряжки, на которых сутками работали оленеводы, вывозя раненых бойцов в тыл. Оленелыжная бригада в те дни тоже понесла огромные потери — 1 491 человек, то есть больше половины личного состава. Тем не менее противника удалось потеснить.
Еще один участник операции, А. И. Денисов, писал в своих мемуарах о высадке десанта на мыс Пикшуев. Он отмечал, что очень трудно было загнать оленей на корабли, а выгрузить еще сложнее. Вначале их обвязывали веревками и спускали в шлюпки, а потом просто бросали за борт. Но животные, барахтаясь в воде, не понимали, что от них требуется. Тогда Н. Хатанзей придумал связать нарты цепью и тащить их на берег. Он предположил, что олени поплывут за ними. Так и произошло.
Больше двух недель шел тяжелый бой, в течение которого 12-й оленелыжной бригаде приходилось вести свои упряжки по открытой местности под вражеским огнем. Животные нуждались в корме, но участки, где еще можно было найти ягель, постоянно обстреливались. К тому же вода покрылась толстым слоем льда, который олени не могли пробить копытом. Оленеводы взбирались на скалы, чтобы собрать хоть немного ягеля, и рубили лед топором, чтобы напоить животных. Но выходом из ситуации стала посылка из Полярного — тысяча килограммов овсянки. Как отмечали оленеводы, олени ели ее с удовольствием и заметно повеселели.
К осени 1944 года из 10 тысяч мобилизованных оленей в живых осталось около тысячи. И в том же 1944 году война для них закончилась.
Понравилась статья? Жми лайк и подписывайся на канал.