В июле 2018 года Tesla — одному из самых амбициозных проектов века — исполнится 15 лет. За это время многое произошло: мир узнал, что такое настоящий электрокар, компания (благодаря своему одиозному основателю) приобрела глобальную известность, а автопромышленность изменилась навсегда.
Если с самого начала путь Tesla к заветной цели пролегал через тернии, то сегодня, судя по финансовым отчётам, компания и вовсе балансирует на грани краха. Со всех сторон слышны голоса о её неизбежном банкротстве, а в The Wall Street Journal сбились со счёта, публикуя панегирики. Основаниями для них служат в основном невыполненные обещания Илона Маска. Символично, что многие изобретения Николы Тесла, в честь которого названа компания, были не больше чем мистификацией. Например, его знаменитый электромобиль Pierce-Arrow — всего-навсего легенда…
Tesla Motors же стала легендой после того, как в компании сумели разработать электрокар, на котором можно ездить — и ездить с комфортом. Илон Маск, равно как и его многочисленные поклонники, считает это главным доказательством дееспособности компании и продолжает действовать несмотря ни на что. А американское правительство так же уверенно не лишает проект субсидий. Неужели и в Белом доме ошибаются? Давайте посмотрим, чего смогла достичь Tesla за 15 лет, а что осталось на свалке надежд и обещаний.
N.B. Для самых нетерпеливых – в конце статьи есть короткое резюме!
Бездонная бочка и семейный электрокар
Главная проблема Tesla со дня основания компании — её убыточность, которая только увеличивается со временем. Поквартальные выкладки приводить не будем, просто поделимся подсчётами Bloomberg: каждый час Tesla теряет полмиллиона долларов. Неудивительно, что при таких вводных гибель Tesla уже «назначили» на август текущего года.
Tesla выросла из маленького стартапа в кремниевой долине — и с самого начала была ориентирована на внешние инвестиции. Если не считать личных «запасов» Илона Маска, в компанию вкладывается целый сонм полубогов финансового мира: от основателей Google и Ebay до правительственного кабинета США. Что же удерживает инвесторов при таких потерях? Если копнуть в историю компании — ни Маск, ни Эберхард не обещали скорой финансовой независимости, да и вообще не называли точной даты этого события — по крайней мере, публично. Первоначально планы основателей были сосредоточены на краткосрочных целях.
И всё же косвенно в августе 2006 года Маск дал инвесторам надежду: вдохновлённый недавней презентацией первого электрокара компании Tesla Roadster, он опубликовал документ под названием «Секретный Генеральный План Tesla Motors (только между нами)». Помимо «сверхзадачи», документ включал долгосрочный план создания «широкого ассортимента моделей электрокаров, в том числе (это главное!) доступный семейный автомобиль». Последний должен был увидеть свет в течение 10-летнего срока — то есть до 2012 года.
Разумеется, речь шла о будущем бюджетном Tesla Model 3, на который Маск возлагал (и возлагает до сих пор) большие надежды. «Народный» электрокар должен был стать желанным и популярным автомобилем, начать экспансию электромоторов на дороги планеты и, конечно, привести компанию к прибыли. Через год после публикации «Секретного Плана» Эберхард подтвердил, что Tesla выпустит бюджетный электрокар к 2012 году, и стоить он будет не более 30 000 долларов.
Однако реализация проекта затянулась — модель была представлена публике лишь 1 апреля 2016 года. И то ли день выдался несерьёзный, то ли что-то пошло не так, но впоследствии Маск ещё два раза откладывал дату запуска серийного производства Model 3. Первые автомобили были проданы лишь летом 2017-го, а на данный момент дороги бороздят не больше 2 тысяч экземпляров «электробюджетки». Первоначально Маск говорил о выпуске 500 тысяч Model 3 в год уже к концу 2018-го — очевидно, этому обещанию также не суждено сбыться.
И что в итоге? С опозданием в 5 лет и поправкой стоимости на 5 тысяч долларов бюджетный электрокар всё-таки появилась на свет — пусть с оговорками, но Маск сдержал обещание.
Однако пока что что ни массового производства автомобиля, ни прибыли от его продаж нет. А инвесторы по-прежнему раскошеливаются на чистом энтузиазме. В 2014 году — где-то между провалившимся «планом 2012-го» и презентацией Model 3 в 2016-ом — Маск объявил, когда планирует сделать Tesla прибыльной. Примерно к моменту, когда вы читаете эту статью.
Поскольку ничего подобного не произошло, ожидаемая дата сместилась к 2020 году. Что ждёт компанию в будущем — тема отдельной аналитической статьи. Инвестор Джим Чанос, например, полагает, что к этому времени Маск покинет Tesla, чтобы сосредоточиться на SpaceX.
Опять-таки с натяжкой, но сдержано обещание и об ассортименте электрокаров. Широким его назвать язык не повернётся (хотя в скором времени модельный ряд пополнится грузовиком), но всё-таки это целых 4 модели электромобилей! Из них для покупки доступно три, и все они — полноценные и быстрые автомобили. Напомним, что до Tesla любого заговорившего об электрокарах человека тут же поднимали на смех, а последняя попытка создать таковой закончилась появлением в 2006 году ироничного фильма «Кто убил электромобиль?»
Обещания — выполненные и не очень
Маск — фигура увлекающаяся и мечтательная. Любопытно наблюдать за тем, как он делает ежеквартальные, ежегодные и декадные обещания, а общество журит его за каждый провал. Упомянутая нами The Wall Street Journal год назад выпустила целый материал, посвящённый несбывшимся тесла-обещаниям Маска, а Стив Возняк (один из основателей Apple) и вовсе заявил, что миллиардер достал его своими невыполнимыми планами.
Так, довольно громким было заявление Маска на презентации прототипа хетчбэка Model X — изобретатель заявил, что теперь Tesla каждый год будет выпускать новую модель электрокара. Как мы уже видели в предыдущей главе, этому не суждено было случиться. Любопытно, что прямолинейный Mask стоит на своём: недавно он поделился нескромными соображениями: теперь модели Tesla будут устаревать ежемесячно!
Не сдержал Маск обещаний и касательно количества выпущенных машин. В разные периоды его прогнозы менялись, а последний говорил о полумиллионе электрокаров в год к 2018-му. Время отчитываться пришло, а количество машин, которое Tesla выпустила за всё время своего существования, не превышает 236 тысяч экземпляров. С самого начала Маск обещал увеличение объёмов производства ежеквартально — и сдерживал обещание вплоть до недавнего времени: конец 2017 года стал первым кварталом, проигравшим в объёмах производства предыдущему.
Возняка же возмутило амбициозное заявление Маска, что к концу 2017 года автомобиль Tesla сможет самостоятельно приехать к своему владельцу через всю страну, если тот вызовет машину через приложение. Сначала Илон отложил реализацию этой функции на начало 2018-го, а затем — на конец этого года. Любопытный факт: Стив Возняк, по его собственному признанию, обожает автомобили Tesla и даже является владельцем двух Model S.
Однако наряду с приятными фишками типа ежегодных обновлений и сверхумного автопилота Tesla имеет дело с куда более существенными вещами — и здесь обещания выполняются – правда, редко в полной мере. Важнейшим элементом работы электрокаров Tesla является сеть станций «Суперзарядок», которую компания начала строить в 2012 году. Именно возможность повсеместной и быстрой подзарядки должна сделать электромобили настоящей альтернативой машинам с ДВС.
Здесь мы имеем палку о двух концах — с одной стороны, Tesla действительно построила большое количество зарядных станций, а с другой – ни разу не выполнила ежегодные обещания Маска удваивать количество «Суперзарядок» в новом году. К концу 2017-го глобальное количество станций составило 1 063 шт., что довольно неплохо, учитывая выборочную локализацию строительства (в основном это США и Западная Европа, особенно повезло Норвегии). Этот год стал самым прорывным — Маск почти сдержал обещание, увеличив количество станций с 613. До этого рост количества станций был практически линейным: около 100 новых станций в США ежегодно.
А вот с чем Маск не подвёл ни на секунду — так это со строительством «Гигафактори 1» — огромного завода по производству литий-ионных батарей в Неваде. Фабрика была построена за 100 дней и к январю 2017 года начала массовое производство аккумуляторов и зарядных систем для электрокаров. Маск надеется, что Гигафактори снизит издержки производства батарей на 30%, что положительно скажется на финансовом состоянии Tesla в целом. Что ж, возможно, так оно и есть, и пока аналитики ругают Маска за несоответствие реальных и плановых цифр, дальновидный бизнесмен сосредоточивается на стратегических моментах. По крайней мере, сейчас Гигафактори 1 вовсю производит батареи для Model 3, а Tesla уже согласовала с инвесторами планы на строительство ещё трёх аналогичных заводов.
Конкуренция — главная победа?
С недавнего времени одними из самых популярных «разоблачающих» Маска статей стали обзоры новых электрокаров сторонних производителей, готовых конкурировать с моделями Tesla. Действительно, если посмотреть на список анонсированных в 2017 — 2018 годах электрокаров, становится очевидным: теперь Tesla не одна, а находится в большой и весёлой компании акул автомобильного бизнеса.
С одного фронта на Tesla наступают свежие стартапы, изначально ориентированные на создание электрокаров. В их числе перспективная компания Lucid Motors с её роскошным авто на 130 кВт/ч; Faraday Future, в команду которой вошли создатели Tesla Model S и Model X; и NextEV с прототипом самого быстрого электрокара в мире — NIO EP9. Каждая из этих компаний имеет ряд проблем и недостатков, однако в скором времени вполне сможет конкурировать с Tesla.
С другого фронта – и это важнее — модели электрокаров от фирм, которым Tesla бросила вызов ещё в 2004-м. Несмотря на отсутствие чистой прибыли, конкурентоспособность моделей Tesla изначально не вызывала сомнений: в прошлом году Tesla Model S стала популярнее люксовых седанов Mercedes-Benz, BMW и Audi даже в Германии! Немного раньше Tesla обошла по популярности General Motors и Ford. Уже к июню 2017 года компания стала четвёртым наиболее дорогостоящим производителей автомобилей в мире, уступив первенство Volkswagen, Daimler и Toyota.
Результат не заставил себя долго ждать: BMW тут же запустила целую линейку электрокаров и гибридов i3 и i8, Mercedes анонсировала создание суббренда электромобилей Mercedes EQ, а Volkswagen представила семейство VW I.D., состоящее из концептов электрохетчбэка и микроавтобуса.
И это далеко не всё! Среди вспрыгнувших на подножку поезда оказались Hyundai, Renault, PSA (Peugeot, Citroen, DS), Jaguar и многие другие компании. Производители-конкуренты BMW, Mercedes, Ford, VW, Audi и Porsche даже объединились для строительства сети высокомощных зарядных электростанций.
Давайте взглянем на всё это с другой стороны и вернёмся к «Секретному Генеральному Плану» Tesla. Все пункты-цели документа сводились к сверхзадаче Tesla Motors, смыслу появления компании и объединения Маска, Эберхарда и Тарпеннинга — помочь в переходе мировой экономики от ископаемого горючего топлива к солнечной энергии. Так может быть, разгоревшаяся конкуренция на рынке электрокаров и есть главная победа и выполненное обещание Илона Маска? Ведь как может видеть поражение в появлении новых электрокаров человек, в 2014 году заявивший, что готов поделиться всеми техническими наработками Tesla с любым желающим?
Илон Маск – это, конечно, бизнесмен, инвестор и изобретатель. Но для многих он в первую очередь человек, который умеет мечтать и пытается претворять эти мечты в жизнь. То, что для Tesla как компании является рыночной проблемой, Маск может рассматривать как наивысшую победу и исполнение задуманного. Пошатнуть незыблемый автобизнес, построенный на добыче нефти — не это ли было его задачей?
В конце концов, даже если Джим Чанос прав, и к 2020 году Маск покинет Tesla, даже сама компания уйдёт со сцены — возможно, она сделает это, выполнив свою цель. Маск отдастся своим космическим мечтам, а тем временем по улицам Земли начнут разъезжать бесшумные, безопасные и экологичные автомобили — и за рулём вполне могут оказаться читатели этой статьи. И будет ли это модель от Tesla, Nissan или Volkswagen — в сущности, не так уж и важно.
Обещания Илона Маска
· Расширить ассортимент электрокаров – выполнено
· Разработать доступный семейный автомобиль – выполнено
· Сделать это к 2012 году – не выполнено
· Выпустить 500 тысяч Tesla Model 3 к 2018 г. – не выполнено
· Сделать Tesla прибыльной к 2018 году – не выполнено
· Ежегодно выпускать новую модель электрокара – не выполнено
· Ежеквартально увеличивать объёмы производства – выполнено (почти)
· Научить Tesla приезжать к владельцу через всю страну к концу 2017 года – не выполнено
· Ежегодно удваивать количество «Суперзарядок» - не выполнено
· Построить «Гигафактори 1» - выполнено
· Помочь в переходе мировой экономики к электроэнергии – выполнено
Резюме
Маск, а вместе с ним и Tesla проваливают одно задание за другим: выпускают меньше автомобилей, чем было задумано, временят с выпуском электрогрузовика и не спешат выполнять обещание по запуску программы дистанционного автопилота. Компания продолжает терпеть ежегодные убытки, а её авторитет в глазах экономических обозревателей стремительно падает.
Но вместе с тем: мировой автоконвейер потеснился и пополнился полноценными и функциональными электрокарами. Среди них нашлось место универсальной Model 3, которую по силам приобрести значительной части населения Земли. Планета медленно, но последовательно обустраивается станциями электрозарядки, позволяющими забыть о проблеме автономности на многих автотрассах всех континентов. Tesla строит заводы, обеспечивающие компанию дешёвыми ёмкими аккумуляторами, а также не забывает о людях: недавно в Австралии компания возвела самую большую в мире аккумуляторную батарею-завод, решившую проблему электроэнергии для целого района. Растущая капитализация Tesla говорит нам о том, что инвесторы продолжают верить Маску, вкладываясь в проект.
Столетняя автомобильная промышленность меняется на глазах, появляются десятки концептов и реальных моделей электрокаров, и уже не за горами первый звоночек — первый сбой нефтяного бизнеса, самого прибыльного и опасного на планете.
Успех это или провал — пусть каждый решит для себя сам. А мы пока в Telegram-канале будем с радостью вести хронику достижений Маска.