В совещании приняли участие представители ОАО «РЖД», топ-менеджеры компаний-грузовладельцев, операторов железнодорожного подвижного состава, вагоноремонтного комплекса, руководители отраслевых объединений, а также представители Министерств транспорта, экономического развития, сельского хозяйства, промышленности и торговли, Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Олег Белозёров, генеральный директор ОАО «РЖД», отметил, что компания заинтересована в том, чтобы вывозить все грузы, но она зависит от большого количества других участников рынка:
«Железнодорожный транспорт сегодня – уже не просто индикатор развития экономики, а во многом драйвер промышленного роста: по итогам 2017 года объем грузовых перевозок вырос на 3,2%, а индекс промышленного производства – на 1% (в сравнении с 2016 г.). Опережающие темпы мы планируем сохранить и в дальнейшем. ОАО "РЖД" заинтересовано в том, чтобы вывозить все предъявляемые грузы. Но нужно понимать, что сегодня железнодорожные перевозки – это не только мы, но и множество других участников рынка, от которых ОАО "РЖД" сильно зависит. Это операторы и собственники подвижного состава, производители вагонов и, разумеется, грузоотправители. И наша общая задача – найти способы ликвидации дефицита вагонов, выработать системное решение, которое устроит и РЖД, и регулирующие органы, и участников рынка»
На совещании также отметили, что сейчас железнодорожные перевозки осуществляются в условиях роста погрузки на фоне существенного сокращения вагонного парка в 2015-2016 годах.
С учётом роста объёмов грузов, предъявляемых к перевозки, сообщили на собрании, необходимо наращивание вагонного парка до достижения разумного профицита: это простимулирует конкуренцию и благотворно повлияет на рынок в целом. Это позволит обеспечить баланс интересов всех сторон: для грузоотправителей – приемлемый и прогнозируемый уровень стоимости услуг операторов, для перевозчика – сбалансированный парк, полностью удовлетворяющий потребности экономики в перевозке, для оператора – обеспечение возврата инвестиций в обновление парка, для вагоностроителей – формирование долгосрочного спроса на продукцию. При этом, подчеркнули участники, необходимо обеспечить разработку и вывод на рынок современного универсального подвижного состава с улучшенными потребительскими качествами, уходить от практики производства и импорта устаревших моделей вагонов.
На собрании также обсудили вопрос повышения эффективности использования уже имеющегося парка подвижного состава. Так, ОАО «РЖД» сообщила, что за счёт увеличения участковой скорости и сокращения простоев на технических станциях компании удалось за 2 года ускорить на 1,5 суток средний оборот полувагонов. При этом время простоя вагонов на станциях погрузки и выгрузки, в том числе на путях необщего пользования, сопоставимо с длительностью груженого рейса. В связи с этим грузоотправителям и грузополучателям следует направить усилия на сокращение времени нахождения вагонов под начально-конечными операциями. По оценке ОАО «РЖД» сокращение простоя под такими операциями на 1 сутки позволит сократить оборот на 1,75 суток, что сопоставимо с высвобождением 55-60 тыс. вагонов.
- Такие собрания ОАО «РЖД» проводит на регулярной основе с 2016 года