Найти тему
Гид в историю

Карл Брюллов и археология

Брюллов К.П.  Последний день Помпеи.1830-1833.
Брюллов К.П. Последний день Помпеи.1830-1833.

Братья Карл и Александр Брюлловы благодаря Обществу поощрения художников живут заграницей с 1822 года, в Италии с 1923. Александр заниматся реставрацией помпейских терм. Карл в это время путешествует по Италии. Там он пишет свою занаменитую картину "Итальянское утро" (1823), так понравившуюся императору Николаю I, увлекается акварелью, пишет портреты итальянской знати и соотечественников. Но этого недостаточно, не тот масштаб. Брюллову почти тридцать, а он все еще просто талантливый подающий надежды художник. Ему нужен шедевр и 1830 году художник приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи». Но этому предшествует этап сбора материала, тщательной проработки.

Впервые Помпеи Карл Брюллов посетил в 1827 году по инициативе старшего брата Александра.

Александр Павлович Брюллов, автопортрет 1830 г.
Александр Павлович Брюллов, автопортрет 1830 г.

Зрелище погибшего города ошеломило Карла. Пробыв в нём четыре дня, он не раз обойшел все улочки.

«Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом» Брюллов о посещении Помпей. Русская старина, 1900.

Помпеи копают с 1738 года и тема трагической гибели древних городов под натиском стихии хорошо известна в обществе. Ко времени Брюллова Геркуланум и Помпеи уже стали местом паломничества туристов. Паччини поставил оперу "Последний день Помпеи", Брюллов конечно же видел ее. Позже Гоголь сравнит с ней картину Брюллова: очень уж она театральна.

Но это потом, а сейчас Брюллов с жаром начинает накапливать материал для картины: пишет эскизы, знакомится с материалами раскопок и литературными источниками. Несколько лет Брюллов изучал документы, связанные с гибелью Помпеи, знакомился с письмами Плиния младшего к Тациту и исследовал руины города. Предметом интереса художника были также нравы и обычаи Древнего Рима.

Брюллов К.П. «Последний день Помпеи». Набросок композиции картины. 1827 г.
Брюллов К.П. «Последний день Помпеи». Набросок композиции картины. 1827 г.

Его интерес к находкам археологов чрезвычаен. Брюллов говорил, что все вещи, им изображенные, взяты из музея, что он следует археологам и до последнего мазка он заботился о том, чтобы быть «ближе к подлинности происшествия».

«Пункт избрал в Strada dei Sepolcri (улица Гробниц)... Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину... По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии найдены были в таком положении)...». Письмо в Петербург брату Федору, март 1828.

Эти сединенными друг с другом скелеты трех женщин, найденные во время раскопок, подсказали творческой фантазии художника группу матери, обнимающей двух дочерей.

К.П. Брюллов. Набросок к «Последнему дню Помпеи». Женщина с детьми.
К.П. Брюллов. Набросок к «Последнему дню Помпеи». Женщина с детьми.

Первоначально фигура матери, в немой мольбе поднявшей к небу руку, и ее две дочери показаны были со спины и помещены в глубине пространства. Эта группа показалась художнику столь значительной для раскрытия замысла, что он счел необходимым перенести ее в картине на первый план, изменив при этом жесты и позы фигур.

К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент. Женщина с дочерьми.
К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент. Женщина с дочерьми.

На улице, изображенной на картине, при раскопках найдены были обугленные остатки колесницы. Так благодаря археологии возник еще один сюжет - упавшая с колесницы молодая женщина, к которой тщетно взывает ее ребенок. К ней, расположенной в центре, сходятся все нити композиции.

« ...в середине картины упавшая женщина, лишенная чувств; младенец на груди ее, не поддерживаемый более рукой матери, ухватившись за ее одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти; сзади сей женщины лежит сломанное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина; опрокинутая же колесница мчима конями, разъяренными от падающего раскаленного пепла и камней вдоль по дороге... ». Письмо в Петербург брату Федору, март 1828.

К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент. Фигура женщины, упавшей с колесницы.
К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент. Фигура женщины, упавшей с колесницы.

И вещи, вещи! Смотрите на вещи! Ведь сам Брюллов говорил, что почти все предметы быта, которые мы увидим в картине, писаны им с подлинных, хранившихся в Неаполитанском музее.

Вот, например, жрец с храмовой утварью.

К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент. Жрец.
К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент. Жрец.

Курульное кресло, светильник...

К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент.
К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент.

Вещи, много вещей.

К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент.
К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент.

Украшения.

К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент.
К.П. Брюллов. «Последний день Помпеи», фрагмент.

Вот так археология послужила живописцу Карлу Брюллову.