Почти сто лет назад очень серьезные люди собрались и нарисовали абсолютно новый город. Стоит ли сомневаться, несколькими годами ранее они начали строить революционно новое государство, а тут всего лишь его столица. Уверенности им было не занимать. Немного изменить планы смогла лишь Великая Отечественная война. Мы уже не раз говорили о том, как боевые действия повлияли на развитие города, какими до нас дошли намеченные красные линии. Обсуждали, какие современные проекты используют старые русла, а где до сих пор можно видеть призраки нереализованных планов.
Помните, в материале "Как мы потеряли Большое ТТК" мы разобрались, откуда на трешке ведущие в никуда съезды в районе Москва-Сити и Волгоградки, каким мог быть полный проект третьего транспортного кольца Москвы.
Должен признать, что там я допустил ошибку, когда говорил, что несостоявшееся так называемое Большое ТТК сегодня используется для прокладки северо-западной хорды. Дело в том, что СЗ хорда идет севернее от предполагавшегося Паркового кольца, именно так изначально назвали эту часть проекта. Однако точки ее примыкания к существующему третьему кольцу были обозначены верно
Парковое кольцо должно было стать частью грандиозного плана по развитию и строительству города. Огибая город с запада на восток (или с востока на запад, как угодно), магистраль должна была соединить между собой шикарные городские парки - Сокольники, Измайлово, Останкинский парк, Ботанический сад, Тимирязевский и другие.
Но, как вы уже догадались, дорогу так и не построили, а сегодня мы погуляем по ее "заброшенной стройплощадке".
Русло Паркового кольца очень хорошо заметно сегодня в некоторых частях города. Как по мне, очень хорошо его видно, например, вот тут:
В этом месте только монорельс в свое время смог проколоть линию Октябрьской железной дороги и выйти к Дмитровскому шоссе и станции метро Тимирязевская. При вгляде на карту, нелогичность тупика обостряется.
Если продолжить гулять по карте на запад, то можно найти еще много свидетельств заброшенного русла.
От Останкино на запад заложенное русло до сих пор заметно на карте в виде небольших и порой странных бульваров, скверов или просто зеленых зон.
Улица Фонвизина с западной стороны вплоть до Тимирязевского парка имеет такой свободный коридор. Только год назад на нем выстроился новый жилой комплекс. Ранее там были только гаражные кооперативы.
Парковое кольцо, выходя из Тимирязевского парка, должно было попасть на улицу Черняховского. ЖК Черняховского уже второй на пути трассы. Его начали строить совсем недавно, но уже понятно, что эти жилые комплексы не уступят место кольцу или хорде, а стало быть, проекту уже точно не суждено осуществиться. Далее по улице Черняховского хорошо видно, что старые дома заметно отступают от проезжей части, чего нет на соседних улицах. Эти дома строились в начале 60-ых, шанс на Парковое кольце еще был, а значит, красные линии наносились на карты с учетом будущей магистрали.
На другой стороне Ленинградского проспекта до сих пор сохранился сквер, который так и не застроили. О планах проложить здесь широкую магистраль говорит и архитектурное оформление будущего пересечения. Так, среди прочих здесь появились два откровенно помпезных сталинских дома.
Финансовая академия числится по адресу Ленинградский проспект 49/2, несмотря на это торжественный фасад дома обращен на улицу Викторенко, которая должна была стать частью кольца. Еще один дом стоит по адресу Викторенко 2/1 - это многоквартирный жилой дом, построенный по индивидуальному проекту.
Далее в этом направлении свидетельства теряются, но очевидно, что трасса должна была пройти через Хорошевский район, мимо Ходынки и улицы Куусинена выскочить на 3-ю Магистральную и в районе Москва-сити слиться с ТТК.
Если же двинуться от Останкино на восток, то окажется, что русло Паркового кольца почти полностью реализовано, хоть и не имеет прямого беспрепятственного движения.
Первый битый пиксель - это Космопарк. Он разделяет улицу Академика Королева и улицу Космонавтов, заставляя делать неудобную загогулину и стоять на 3 светофорах.
Далее русло четко прослеживается по Ростокинскому проезду, Красно богатырской улице, Измайловскому валу, проспекту Буденого до шоссе Энтузиастов, где упирается в промзону.
Очевидно, что участок от Энтузиастов должен был лежать вдоль ветки МЦК до самого крутого поворота на ТТК в районе Волгоградского проспекта. Там, где до сих пор остались съезды в никуда.
Если вам понравилось, то вот еще история о том, как хотели строить Новое Бульварное кольцо.