Почему-то этот спектакль закрывается, хотя идет всего третий сезон. Какие-то внутритеатральные разборки небось. А – хороший спектакль, жалко, что закрывают. Сама по себе идея – поставить неоконченную пьесу Луиджи Пиранделло, странную, не очень понятную – это ж очень интересно... Я вот рада, что успела его посмотреть.
Сцена – огромный распахнутый глаз; «Фальшивое зеркало» Магритта. И по-магриттовски очертание его ломается, часть линии приближается к нам, вызывая ассоциацию уже с каким-нибудь «Прекрасным миром»... По краям у самой авансцены – уголки глаза: веки его образуют крутые симметричные горки справа и слева. На них будут взбегать с разбега, карабкаться, вползать герои... а потом скатываться с разной скоростью и настроением.
Постановка, кстати, не только Евгения Каменьковича, но еще и Полины Агуреевой. Она там, естественно, играет главную роль. В этом спектакле все играют, как всегда в театре Фоменко, на очень высоком уровне. Но главное впечатление – не от артистов, а от замысла и сценографии. Художник Мария Митрофанова не зря получила «Хрустальную Турандот» за эту работу.
В начале посреди сцены – вертикальная конструкция: дерево? столб для колесования?, жернов, вращаемый вручную? Вокруг него жмутся шесть фигур в белом – когда-то отчаявшиеся, а теперь погрузившиеся в мир грез... Другие шесть – в основном в черном и не без претензии на стиль и шик (костюмы !!! Евгении Панфиловой) с огромным трудом втаскивают на сцену свои тележки. Это театральная труппа, их выбор – не уклоняться от горестной суеты жизни, а перемешивать ее с полетом своей фантазии... Они творят искусство.
Между группами маг, то есть волшебник, а, может, бог, дирижер загадочной драмы... Что есть искусство? Его питает, конечно, вольный творческий дух, но на самом ли деле место его «чуточку выше» дисциплинированного профессионального мастерства? Какую цену приходится платить художнику за дерзость творения? Вопрос, впрочем, не нов, и мы давно знаем, что, высокую, как правило, очень высокую...
Сон-танец кукол и героев под «Мимолетность» № 10 Прокофьева перед зеркалом-зрачком – апофеоз искусства. Образы комедии дель-арте, искаженные маски, напоминающие об Энсоре? Гойе? Много о чем и о ком... А в «фальшивом зеркале» что-то золотисто-радужное, барочное и ускользающее... Изменчивая игра света и цвета... И вот – сон артиста о собственной жестокой гибели... «Полная гибель всерьез», конечно, тоже будет, и это не спойлер, потому что авторы спектакля примерно так назвали «Мгновение IV» своего «незаконченного мифа об искусстве» по неоконченной пьесе Пиранделло.
Человек потому и человек, что стремится на высокую гору. Там, на горе – его изумительный воздушный замок. Там его счастье, его цель, его «гиганты»... Искусство – одна из самых высоких и опасных гор...
Как туда идти?
В общем, жалко этот спектакль.