О моём путешествии по Индии. Постфактум.
часть 2. Ганг
Чем больше я путешествую по миру, тем крепчает моё убеждение в том, что без человека в природе всё было бы намного гармоничнее. Мы, иногда из самых лучших побуждений, разрушаем то, без чего нам не обойтись. То ли неспособность предвидеть последствия действий, то ли внешний локус ответственности, то ли надежда на кого-нибудь третьего, в лице, например, спасителя. Но, насколько мне подсказывает мой опыт, спасения ждать неоткуда. Всё сами.
Как священная Ganga Ma (мать Ганга), берущая своё начало в высокогорном леднике Гималаев на высоте 4.5 км, стала одной из самых грязных и опасных рек на планете?
Могу предположить, основываясь на увиденном. Но сначала красивая преамбула.
Планируя путешествие в Индию, одним из основных пунктов must do, помимо посещения Тадж Махала, родины камасутры, гхатов Варанаси, был, конечно, пункт — купание в Ганге. И, на радость маме, причитающей накануне моего трипа: «Ксеш, ну только в Ганг не лезь!», остался невыполненным.
Был у нас план добраться до Ришикеша в предгорье Гималаев, где Ганг, как настоящая горная река — бурлящий, прозрачный и ещё чистый. Но мы не успели. А тот Ганг, который видела я, не вызвал у меня никакого трепета.
Дело было в Варанаси. В том самом.
Во-первых, вся канализация перенаселённого города стекает в Ганг.
Во-вторых, ежедневно на дно реки опускают около 100 трупов. Не считая праха, не догоревших в очищающем костре останков, трупов коров, собак и прочей живности. Плюс ритуальные атрибуты в виде цветочных венков, погребальной одежды, плавающих свечей после ежедневной вечерней Пуджы, бамбуковых носилок.
Развитое речное судоходство предполагает топливные выбросы. А если учесть количество перевозимых по Гангу людей, то прибавьте ещё мусор, который попросту выбрасывается за борт.
Нет дома душа? Не беда. Ай-да мыться в Ганге. Мылящийся индус на ступенях гхата — привычная картина.
Конечно, стирка! Об этом отдельно.
Честно говоря, отсутствие стиральных машин в отелях для меня было большим и неприятным удивлением. Не только в Варанаси. С самого дня прилета я пыталась найти laundry service в каждом отеле. Ибо после одного дня в Дели мои голубые джинсы выглядели так, будто я побывала на фестивале красок Холи.
На пятый день в guest house одной индийской деревушки я наконец-то сдала сумку вещей в прачечную. Ну, вернее сказать в «прачечную». Как потом выяснилось, мои вещи стирала сестра хозяина отеля, а где, остаётся только гадать. Но цвет джинсов не изменился, хотя пахнуть стали лучше.
По прибытию в Варанаси мы снова попытались провернуть это дело, но на reception администратор пожал плечами и сказал, что нынче слишком пасмурно, поэтому постирать вещи они не могут. Где, думаю, связь? А следующим солнечным утром, прогуливаясь по набережной Ганга, мы добрели до самой цитадели прачечного ремесла. И это было поистине высокохудожественно.
Так что, стирают вещи тоже в Ганге. Все вещи, понимаете? А сушат на ступенях, где накануне могла, например, помереть корова. И, без «например», по которым прошлись тысячи человек. Вот почему стирка осуществляется только в солнечные дни. Иначе ж не высохнет!
Кстати, в некоторых отелях висят объявления типа «Мы не стираем вещи наших гостей в Ганге». И я, положив руку на сердце, очень в этом сомневаюсь. А где ещё-то?
Подойдя ближе к воде, ни у одного здравомыслящего человека не возникнет мысли залезть в воду. По результатам анализа количество опасных бактерий в Ганге превышает допустимую норму в 120 раз! Чего там только нет! Но, видимо незнание этого, либо знание чего-то другого, не останавливает ни одного индуса от водных процедур.
Купаются, моются, ныряют рыбкой, выпуская изо рта фонтанчики, чистят зубы, крестят детей и хоть бы хны, думала я. Но, изучив статистику смертности, поняла, что закономерность всё-таки есть. Печально. Самая высокая детская смертность именно в Индии. Конечно, это не только Ганг. Это образ жизни. Это образ мысли.
Это уже другой берег Ганга. Противоположный городскому. Берег не заселён из-за весенних разливов. Но в зимнее время здесь разбивают небольшие палаточные лагери. Проплывая на лодке вдоль него, мы стали свидетелями обряда очищения грехов. Удивительно, но выглянув за борт, на глубине метра я увидела завернутые в саван трупы индусов, которых запрещено жечь. Видимо, прибило течением к берегу. И это прямо под ногами у людей, совершавших очищение грехов при жизни и во имя жизни.
До берега мы гребли молча.
Спасибо, за интерес к этой статье. Надеюсь, она полезна. Будьте здоровы и берегите себя. Сами.