Уже из названия статьи становится понятно, что автор является приверженцем теории о том, что одарённость можно воспитать или другими словами — развить/формировать.
«Что даёт основание так думать?», - спросите вы. Чтобы ответить на вопрос, давайте сначала определимся с классификацией, кого мы будем считать одарённым.
В.С. Юркевич (кандидат психологических наук, руководитель ресурсного центра одаренности и подготовки научных кадров МГППУ) выделяет три группы одаренных детей.
1 группа - особо одаренные дети.
Они имеют незаурядные природные предпосылки - особые задатки. С раннего детства эти дети резко отличаются от других специфическим характером развития. Для них характерны яркие способности в одной сфере и проблемы развития в других сферах: это проблемы общения, эмоциональной регуляции, адаптации к социуму в целом. В качестве примера стоит вспомнить Р. Винера, Л. Ландау или А. Эйнштейна.
2 группа - высокоодаренные дети («высокая норма»).
Дети этой группы имеют высокий уровень развития способностей и обычный тип личностного развития. Одарёнными они стали вследствие благоприятных семейных и социальных условий. Эти дети значительно лучше адаптированы, чем обычные дети, у них часто встречается очень высокий социальный и эмоциональный интеллект, они здоровее и красивее обыкновенных детей.
3 группа - высоко мотивированные.
Это дети с хорошим уровнем развития способностей и, при этом, с ярко выраженной мотивацией к саморазвитию. В благоприятных условиях способности этой группы детей могут быть развиты до весьма значительного уровня.
Чтобы ребёнок попал во 2 или 3 группу одарённости достаточно, чтобы он родился «вполне здоровеньким», то есть не имел патологии развития и имел благоприятную среду, прежде всего семейную.
В этом контексте можно утверждать, что одарённым может стать практически каждый ребёнок при условии, что его родители смогли создать для него ту самую благоприятную среду.
Многие мамы и папы изо всех сил стараются создать идеальные условия для развития своего ребёнка. Водят малыша вечерами в какую-нибудь школу «раннего развития», занимаются с ним по «развивающим» тетрадкам, загружают ему в планшет умные игры.
Родителям кажется, что когда они пичкают ребёнка известными им знаниями, учат его с пелёнок тому, что умеют сами, то развивают своего малыша. Они ждут, что ребёнок с каждым днём будет становиться умнее. Всё это делает практически каждый «хороший» родитель.
Только исследования психологов говорят о другом.
В России 85% детей в возрасте 4-5 лет обладают высокими и сверхвысокими способностями. По этому показателю наше государство опережает многие страны. К моменту поступления в школу, после того как в детских садах и в семье детей начинают "готовить" к школе, количество таких детей уменьшается примерно до 30%. К концу первого класса эта цифра падает до 4-5%. К моменту перехода в среднюю школу остаётся только 2,5% одаренных и сверходаренных детей, то есть 1 ребенок на два класса.
Эту печальную статистику озвучивает в своем выступлении на конференции «Каким должно быть образование в 21 веке» известный педагог, основатель собственной школы Владимир Жохов.
Почему так происходит?
Причин много. В этой статье мы остановимся на одной.
Виктория Саломоновна Юркевич, как и многие другие ученые, изучающие феномен одарённости, утверждает, что способности развиваются только в той деятельности, которой человек занимается с удовольствием. Без удовольствия, принудительно можно ребёнка чему-то научить, вдолбить в него знания, сформировать навык. Но к развитию способностей никакого отношения эта деятельность иметь не будет.
Поэтому, главная задача родителя:
Во-первых, заметить какая деятельность вызывает у ребёнка положительные эмоции. Именно здесь и «зарыт» его талант, его будущий успех.
Во-вторых, создать благоприятные условия для занятия этой деятельностью.
И наконец, третья задача - обогащать/расширять деятельность ребёнка, ту самую, которой он занимается с удовольствием.
В этой статье я рассмотрю подробно вторую задачу - создание благоприятных условия для занятия деятельностью, которая вызывает у ребёнка положительные эмоции.
Создать условия - достаточно широкое понятие. Чтобы было ясно, что имеется в виду, приведу несколько примеров.
Пример 1
Если ребёнок увлечен изобразительным творчеством, то важно не только иметь дома широкий спектр материалов (краски и карандаши, бумага разного формата, цветной картон, пластилин и т.п.), но не менее, а может быть даже более важно:
- позволить оформить в квартире выставку работ;
- не критиковать и тем более не высмеивать детские работы;
- совсем иногда очень корректно давать ненавязчивые советы: «Как ты думаешь, может быть стоит...»;
- позволять оставлять недоделанные работы и материал к ним на столе, чтобы у ребёнка была возможность к ним вернуться (шедевры не делаются за 20 минут!);
- не ругать за пролитую на ковёр воду с краской, измазанную рубашку и т. п.
Нужно, конечно, учить ребёнка аккуратности, стоит настоять на том, что бы он сам вытер за собой стол. Но помните о том, что страх быть отруганным родителем или страх получить наказание может свести на нет удовольствие от самой деятельности. Ребёнок может принять решение отказаться от неё.
Именно так, к сожалению, и поступают многие мальчики и девочки.
Желание быть «хорошим», желание не злить и не расстраивать маму/папу часто берёт верх над желанием творить.
И вы можете решить, что для вас важнее: идеальный порядок в квартире, чистая рубашечка или воспитание одарённого ребёнка.
Пример 2
Есть дети, с увлечением играющие в сюжетно-ролевые игры, «превращаясь» в героев любимых мультфильмов, разыгрывая знакомые сюжеты, а иногда и сочиняя свои собственные.
Кстати, литературная одарённость, у ребёнка дошкольного и даже младшего школьного возраста как раз и проявляется в такой игре и она практически не связана с тем, в каком возрасте ребёнок научился читать - в 4 года, 5 или 7. И уж тем более она не связана с тем, какое количество слов ребёнок читает за 1 минуту.
Для оценки литературных способностей дошкольника и даже учащегося 1-2 класса принимается во внимание следующее: способен ли ребёнок «держать» роль, придумывать и развивать сюжет, выстраивать игровой диалог.
А если ребёнок ещё может и увлечь других детей своей игрой, распределить роли, создать антураж и реквизиты из подручных материалов, то вероятно у него есть способности к режиссёрской деятельности, а ещё организаторские способности.
Поэтому, в случае, когда увлекательной для ребёнка деятельностью является сюжетно-ролевая игра, мудрый взрослый будет:
Во-первых, позволять своему сыну или дочери оставлять на несколько дней, а может быть на неделю-две созданную им предметную среду для игры.
Предполагаю, что это будет раздражать некоторых мам или пап и даже старших братьев и сестёр. Возможно им даст силы пережить этот факт понимание того, что возможность придумать интересный сюжет имеется только в длительной игре.
Даже если оставить в покое одарённость, а говорить просто о норме, нужно знать, что ребёнок 6-8 лет должен уметь играть в одну игру хотя бы пару дней подряд, причём не повторяя один и тот же сюжет, а развивая его.
А если весь антураж уже «разрушен» (с точки зрения взрослого «наведён порядок в комнате»), то пока ребёнок снова будет создавать так необходимое ему игровое пространство — играть уже будет некогда. Наверняка уже будет пора идти в «развивайку» - закрашивать домики и рисовать к ним ровные заборчики.
Во-вторых, любящие мама и папа будут позволять ребёнку приглашать друзей к себе домой, встречаться с ними во дворе. Мудрый взрослый понимает, что за 15 минут невозможно успеть развить сюжет игры. Он помнит о том, что детям надо успеть всем вместе спланировать сюжет, распределить роли, создать игровое пространство и хотя бы немного поиграть.
- Как часто у вашего ребёнка есть на это время?
- Не зарываете ли вы «своими руками» его литературные, режиссёрские, организаторские, актёрские или даже дизайнерские способности в землю, в угоду пресловутому порядку, желанию провести вечер в тишине и спокойствии?
- А может быть ваше любимое чадо ежедневно «готовится к школе» и у него нет времени на "бесполезные игры"?
Пример 3
Если ваш ребёнок подвижный и шумный. Если он получает удовольствие от двигательной активности — возможно у него психомоторная одарённость и есть шанс сделать незаурядную спортивную карьеру.
Самое первое благоприятное условие - с уважением относиться к увлечению своего сына или дочери, не так, как можно услышать от некоторых мам: «У моего нет никаких интересов, ему бы только бегать!». А это и есть его интерес! Это и есть его способность!
Здорово, если мудрый родитель поможет своему ребёнку оформить хаотичную двигательную активность в целенаправленную деятельность. Например, в игру подвижную, игру спортивную или даже сюжетно-ролевую, где ему по роли нужно будет бегать, прыгать, лазить, но уже подчиняя свои действия цели, для начала, игровой.
Мне очень хочется, чтобы вы, уважаемые мамы, папы, а может быть и педагоги пересмотрели свои взгляды на способы оценки наличия или отсутствия способностей у детей, на способы развития способностей. Как бы нам в погоне за ранним развитием, не загубить детские таланты.
Давайте будем внимательнее и бережнее относиться к нашим детям, ведь так легко затоптать только пробившийся росток.
Другие статьи этого же автора:
Как из ребёнка вырастить Монстра
Как воспитать ребёнка счастливым
100 важных тем для разговора с ребёнком
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, мне будет радостно.
Подписывайтесь на мой канал и группу ВКонтакте, чтобы получать больше интересной информации.