Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Маленькие грозные «ежи» Советской армии

Оглавление

Немало образцов военной техники и оружия, с помощью которых была одержана победа Великая победа, стали поистине знаковыми вещами последней войны советского народа. Они размещены в музеях, выставлены памятниками на постаментах. Большей частью к ним относятся танки и самолеты, пушки и автоматы.

А вот средства обороны остались в этом плане обделенными вниманием истории, хотя одному из них все же воздали должное. Это скромные на вид и небольшие по размеру знаменитые противотанковые ежи, которые в виде монумента представляющего собой их огромные копии, установлены на 23-м километре Ленинградского шоссе. Здесь проходил один из оборонительных рубежей, где отборные войска гитлеровской Германии были остановлены московскими ополченцами, применяющими это конструктивно простое, но по сути шедевральное изобретение.

При обороне Москвы их было использовано более 37 тысяч, и они стали настоящим символом сражения за столицу.

Противотанковые ежи на подступах к Москве
Противотанковые ежи на подступах к Москве

Идея одна, реализация разная

Прообразом или предком противотанкового ежа можно считать приспособление из четырех или шести остро заточенных зубьев, найденное в Шуйском районе Ивановской области, при раскопках в местах сражений с монголо-татарскими захватчиками. В любом его положении один из зубьев обязательно оставался торчащим. Это народное изобретение, прозванное «Ивановым чесноком», помогало русским воинам сдерживать в XIV веке конницу неприятеля.

В Европе похожее приспособление было впервые применено чешскими войсками в 1939 году против гитлеровских оккупантов. Чешские противотанковые ежи отличались от «Иванова чеснока» и позже изготавливаемых советских ежей по форме, и материалу изготовления. Они были железобетонные, и для их изготовления требовались значительные силы, средства и время. Форма чешских ежей не позволяла им выполнять возложенную на них функцию в полной мере, а их применение достигало полного эффекта, только при наезде противника на обе их лапы, что происходило далеко не всегда. В противном случае танк их вдавливал в землю или разрушал. Кроме того их достаточно легко можно было отодвинуть и освободить проход. По этим причинам чешские ежи не принесли особого вреда немецким танкам

Генерал-конструктор

Зная о печальном опыте европейских стран в борьбе с немецкими танками руководство Красной армии в начале войны было озадачено. Различного рода инженерные сооружения; рвы, врытые в землю деревянные или бетонные столбчатые конструкции (надолбы), были хотя и эффективными, но очень затратными. Чешские ежи - менее затратными, но и менее полезными. Необходимо было что-то более доступное по материалам, требующее на изготовление минимум времени, и не уступающее по эффективности.

На двенадцатый день войны свое простое, но мудрое решение, воплощенное в противотанковое сооружение в виде шестиконечной звезды, уже испытывал генерал-майор технических войск М. Л. Гориккер.

Михаил Львович Горрикер начал службу в армии с рядового солдата, участника Первой мировой войны. За доблесть и отвагу был отмечен двумя Георгиевскими крестами. После перехода в Красную армию сменил немало руководящих должностей. Войну встретил в 46-летнем возрасте в должности начальника Киевского танкотехнического училища имени С.К. Тимошенко. Сразу после вторжения гитлеровцев был назначен на должность начальника Киевского гарнизона, с возложением обязанности организатора и руководителя обороны Киева. Прошел всю войну. Был награжден множеством орденов и медалей. После войны, до 1951 году руководил военно-автомобильным училищем. Через четыре года после выхода в отставку он скончался.

Итак, придумав и рассчитав конструкцию противотанкового средства, имеющего вид шестиконечной звезды и вошедшего в историю под названиями: «еж», «рогатка», «звездочка Гаррикера», автор изобретения уже 3 июля 1941 года провел его испытание на легких советских танках. Результаты ошеломили всех присутствующих. Даже имеющие задний привод советские танки получили значительные повреждения, а ведь у немецких танков была более уязвимая для ежей передняя трансмиссия.

После успешного испытания все заводы, имевшие необходимое оснащение, начали массовый выпуск противотанковых ежей, и отправку их на фронт.

Установка противотанковых ежей в Сталинграде
Установка противотанковых ежей в Сталинграде

Немецкий скептицизм

Помня о победном преодолении чешских противотанковых «ежей», командование германской армии скептически относилось к использованию русскими нового заградительного средства. Небольшое по размерам, на вид совершенно не представляющее опасности сооружение, по габаритам и основательности несравнимое с чешскими ежами, не могло, по их мнению, нанести сколь нибудь ощутимый урон их танкам. Они верили в успешный исход своих танковых атак. Их надежды не оправдались.

Планируя скоротечную войну и быстрое продвижение своих войск, немцы в первые годы войны использовали переднеприводные легкие танки (до 21 тонны), не имевшие брони на днище. Разбирающийся в тонкостях конструкции немецких танков, генерал-майор Гаррикер, изобретая свое гениальное средство на это и рассчитывал.

-3

Из чего и как

Новое противотанковое средство изготавливалось в течение полутора–двух часов, из трех обрезков металлических балок (для большей прочности -двутавровых) и весило около 300 кг. Как правило, чаще использовались рельсы, имеющие большую доступность по сравнению с другими стальными изделиями. Сначала их сваривали, ориентируя в разных плоскостях, а затем крепили между собой стальными «косынками». Такая прочность была необходима для того, чтобы еж при наезде на него танком мог перекатываться и выдерживать его на себе. Высота ежа должна была быть в пределах 0,6- 0,8 метра, т.е. больше высоты свободного пространства под танком (дорожный просвет или клиренс), но меньше расстояния от земли до первого снизу лобового листа.

Принцип действия

Эффективность нового средства достигалась именно его небольшими габаритами и высокой прочностью. При его большем размере, он бы просто сдвигался танком в сторону. В этом же случае при наезде на него танком, еж перекатывался, одна из балок, занимая вертикальное положение, оказывалась под днищем и поднимала танк.

Танк зависал над землей, и при попытке попытки съезда с ежа, пропарывал тонкое днище, пробивал масляную магистраль, разрушал передний привод и коробку передач. Восстановление повреждения во время боя было невыполнимой задачей. Танк противника становился неподвижной мишенью.

Самая незащищенная нижняя часть была открыта для поражения огнем из противотанкового ружья или пушки. Если же экипаж предпринимал попытку покинуть танк, он расстреливался из стрелкового оружия и забрасывался гранатами.

-4

Гарантия эффективности

Наибольшая эффективность применения противотанковых «ежей» достигалась в случае выполнения ряда инструктивных и опытных рекомендаций:

- устанавливать их на ровной, шероховатой поверхности (идеально – замерзшее грунтовое или асфальтовое покрытие);

- располагать в шахматном порядке в несколько рядов (чем больше, тем лучше), в глубину через четыре метра, по фронту от полутора (в первом ряду) до двух с половиной метров (во всех остальных);

- скреплять между собой не колючей проволокой, только при необходимости и только один ряд, все другие ряды независимы друг от друга;

- минировать все подходы к оборонительному рубежу;

- параллельно производить обстрел танков артиллерией, противотанковыми снарядами и гранатами.

-5

Вражеское признание нашего символа

Противотанковые ежи стали непременной частью оборонительных сооружений Красной армии. Они успешно использовались при обороне всех крупных советских городов.

Известны случаи применения противотанковых советских ежей эвакуированных немцами. В частности при обороне Берлина и против десантных барж на мелководье возле берегов Франции.

Признали немцы силу советских противотанковых ежей. Только вот, использование средства, изобретенного для борьбы с ними самими, не принесло немцам успеха.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .