Глубокоуважаемый господин Президент!
Счел необходимым обратиться лично к Вам, так как, во-первых, считаю содержащиеся в данном письме предложения чрезвычайно важными для нашей страны, а во-вторых, только Ваше личное участие может обеспечить успех предлагаемому проекту. Кроме того, именно сейчас, когда Вы получили убедительный мандат народного доверия, стало возможным проводить некоторые радикальные, но крайне необходимые для процветания России преобразования.
Речь идет о схеме создания российской национальной индустрии высоких технологий. Хотя имеется информация о том, что в ведомстве Г.О. Грефа подготовлен проект создания особых экономических зон, мне представляется, что предлагаемая ниже схема дополнит эти разработки, более того, в некоторых направлениях она представляет собой практически единственный возможный вариант.
Ниже приведен один из вариантов моего доклада, с которым я выступал на Конгрессе лучших менеджеров России (Москва, Академия госслужбы при Президенте РФ, май 2001) и на Ассамблее российских деловых кругов «Формирование благоприятного делового климата – основа экономического процветания России» (Москва, Большой конференц-зал Администрации Президента РФ, ноябрь 2001).
Кроме того, данные соображения изложены в статьях автора:
О создании национальной индустрии высоких технологий и о роли государства в возрождении страны. – Журн. «Регион России», № 1 – 2 , Омск, июль 2001;
Индустрия высоких технологий. – Журн. «Бизнес-обозрение», №1, Москва, 2003.
Перед обществом и властью стоит проблема вывода экономики России на траекторию устойчивого и динамичного роста. При этом, учитывая реалии современной мировой экономики, одним из ключевых факторов решения данной проблемы является создание национальной индустрии высоких технологий, базирующейся, в основном, на собственных научно-технических разработках. Принципиальная возможность решения этой проблемы в обозримое время основывается, с одной стороны, на имеющемся еще у России ее величайшем достоянии – интеллектуальном потенциале, обеспеченном довольно высоким уровнем образования россиян и большой армией людей, работающих или до недавнего времени подвизавшихся на ниве науки. Но поставленная цель не может быть достигнуто без решающего участия государства, без радикальных структурных изменений российской экономики. В этом докладе предлагается, как мне кажется, почти единственный путь создания мощной национальной индустрии высоких технологий, которая явится локомотивом для преобразования всей российской экономики, что, в конечном итоге, позволит России в течение ближайших двух – трех десятилетий занять достойное место среди экономически развитых стран мира. Этот путь не является простым, предполагает решающее участие государства и, возможно, требует существенной корректировки действующего законодательства.
Еще 30 лет назад мы говорили правильные слова, о том, что мир меняется, что главное - это научно-технический прогресс, что впереди будет тот, кто будет лидером именно в высокотехнологичных областях, но результаты удручающие. Потрясающее отставание за последние десятилетия советской власти, когда фактически кроме оборонного развития все подавлялось и гасилось, вплоть до того, что было прекращено финансирование собственных компьютерных разработок, что оказалось просто катастрофой. За эти прошедшие годы страна преобразилась, сменила режим, государственную систему, а принципиальных стратегических изменений в экономике нет, мы до сих пор планируем на полгода, год вперед и затыкаем дыры.
Надо осознать, что создание национальной индустрии высоких технологий только и может стать базой для экономического возрождения страны и, в частности, обеспечить ее реальную безопасность. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, изменить схему управления экономикой. Точнее, надо создать двухуровневую (двухкластерную) экономику. Экономика №1 – это реальная экономика настоящего дня, регулируемая общим действующим законодательством. Экономика №2 – это в значительной степени сепарированная от первой экономика завтрашнего дня, нацеленная на создание мощной национальной индустрии высоких технологий, конкурентоспособной на мировом рынке и создающая не «импортозамещающую», а «экспортнопригодную» продукцию.
При этом представляется совершенно необходимым, чтобы Экономика №2 была жестко сепарирована от Экономики №1 не только при помощи специальной законодательной и нормативной базы, но и физически, то есть территориально. Богатый российский опыт показывает, например, что созданные из самых благих побуждений «Свободные экономические зоны» (СЭЗ) оказались не пригодны ни для чего иного, кроме хищения значительных средств из бюджеты страны. И действительно, из-за их «прозрачности» льготами, предоставляемыми определенным территориям или отдельным субъектам экономики, легко могут воспользоваться совсем другие субъекты, что и позволило превратить СЭЗ в финансовые «черные дыры».
Что же предлагается?
Предлагается создать «Экономику Высоких Технологий» ( ЭВТ ), подчиняющуюся специальным экономическим и социальным законам. ЭВТ должна развиваться, в основном, в «Специальных Экономических Зонах» (СПЭЗ) - не путать с СЭЗ!
1. СПЭЗ – это совершенно не свободная зона. СПЭЗ создается на специально отведенной территории, доступ на которую для граждан РФ ограничен (внутренняя виза, специальный пропуск). Представляется вполне возможным частично использовать для этих целей существующие закрытые города (Томск-7, Челябинск-70, Арзамас-16, Красноярск-26 и т.д.) Учитывая существенное сокращение основного заказа, это может дать дополнительный стимул для развития и этих городов.
2. На территории СПЭЗ могут создаваться только предприятия, создающие наукоемкую конкурентоспособную продукцию на базе использования, в основном, собственного либо отечественного «ноу-хау» (необходим совершенно четкий список критериев). В связи с чем наиболее целесообразной формой организации таких предприятий является НПО с сильной (?доминирующей) научно-исследовательской и опытно-конструкторской составляющей.
3. На определенный начальный период деятельности (? до начала выпуска товарной продукции) эти предприятия должны быть полностью освобождены от налогообложения. В последующем налогообложение должно быть весьма щадящим, особенно при условии реинвестирования капитала в развитие производства и исследовательской базы.
4. На территории СПЭЗ могут функционировать учебные заведения, обеспечивающие воспроизводство интеллектуального потенциала.
5. Должна быть введена отдельная защищенная статья в бюджете страны на финансирование СПЭЗ. Дополнительные доходы госбюджета должны, в первую очередь, направляться на финансирование СПЭЗ.
6. С другой стороны, государство должно установить в СПЭЗ жесткие правила контроля соответствия продукции, создаваемой предприятиями, соответствующим критериям. В случае несоответствия указанным критериям должна быть простая, быстро и легко реализуемая процедура прекращения деятельности предприятия на территории СПЭЗ, вплоть до потери собственности владельцами предприятия.
Более того, в течение определенного времени должны действовать ограничения на вывоз капитала, созданного в СПЭЗ.
7. Кроме того, в СПЭЗ не должно быть частного жилья. Жилье можно только арендовать, при прекращении контракта с предприятием работник должен в краткий срок освободить жилье. В СПЭЗ должны действовать механизмы реализации этих правил.
8. Далее, в СПЭЗ должен действовать модифицированный КЗОТ. Он должен содержать существенно упрошенные правила расторжения трудового контракта с работником по причине нарушения последним трудовой либо технологической дисциплины, недостаточной квалификации, выпуска недоброкачественной продукции. Все трудовые контракты должны быть срочными.
Может возникнуть вполне естественный вопрос: «А нельзя ли все это сделать в рамках «обычной» экономики и действующей в России политико-экономической системы?» К сожалению, ответ на этот вопрос отрицательный. Демократическая политическая действительность современной России включает в себя слишком высокую долю популизма, что практически несовместимо с необходимостью порой принимать радикальные и, возможно, непопулярные на начальном этапе стратегические решения, исполнение которых должно быть рассчитано на 15 – 20 лет. Озабоченные очередными выборами парламентарии по совершенно объективным причинам не смогут в течение многих лет ежегодно резервировать в бюджете значительные средства на создание ЭВТ. Поэтому один раз и навсегда надо решить эту проблему, приняв пакет законов о статусе, функционировании и государственном финансировании СПЭЗ (возможно, потребуется конституционный закон, относящий вопросы бюджетного финансирования СПЭЗ к компетенции Президента или Правительства). То есть основные параметры (например, процент ВВП, в течение определенного числа лет направляемый на финансирование СПЭЗ) определяется один раз в Законе, а исполнение этого Закона на весь определенный период определяет и контролирует исполнительная власть. Ведь существенную отдачу от этих капиталовложений можно ожидать не ранее чем через 10 лет после начала процесса.
Надо еще отметить, что не приходится ожидать в настоящее время крупных стратегических инвестиций в российский хай-тэк и со стороны зарубежного или отечественного капитала – наш рынок, к сожалению, является слишком рискованным для массированных и весьма долгосрочных капиталовложений, да и действующее законодательство изменению такой оценки мало способствует.
Впрочем, если государство Российское действительно начнет реализовывать предлагаемую схему и вкладывать существенные ресурсы в создание ЭВТ, то через несколько лет к этому процессу вполне может подключиться и частный бизнес (и российский, и иностранный), что придаст процессу дополнительный мощный импульс.
Известен успешный опыт реализации подобных схем. Во-первых, создание ядерного щита в Советском Союзе. Во-вторых, модель, подобная той, схема которой изложена выше, успешно реализуется в Китае уже более двадцати лет. Хотя Китай и сейчас еще далеко отстает от России по общему уровню жизни и научно-технического развития, но там реально действует такое понятие как «стратегия развития». КПК, выполняющая функции органа государственного управления, контролирует все силовые структуры и определяет правила жизни и развития государства. При этом партийное руководство ни в коем случае не вмешивается в управление конкретными предприятиями, но оно задает правила игры и обеспечивает неукоснительное исполнение этих правил.
Примером этих правил и реализации концепции является, в частности, Специальная экономическая зона Шеньчжень. Шеньчжень – это специальная экономическая зона, в которую обычному китайскому гражданину не так-то просто попасть, надо оформлять внутреннюю визу на совершенно конкретный срок. В этой зоне действуют специфические налоговые законы, там 4% налог с оборота, но на этой территории могут создаваться не все предприятия. Зона создана специально для развития высоких технологий. И там действуют только высокотехнологичные предприятия, которые создают продукцию, в основном, на основе собственного ноу-хау, выходящую на внешний рынок и конкурентоспособную на этом рынке.
Лет 20 назад у нас в стране активно обсуждался вопрос о собственном производстве цифровых АТС, но я должен с огорчением отметить, что и сегодня мы завозим их из-за рубежа, потому что своих нет. А в Шеньчжене производятся и цифровые коммутаторы, и оборудование для оптико-волоконной связи, и полный спектр базового оборудования сотовой мобильной связи почти всех наиболее распространенных в мире стандартов и даже элементная база – микрочипы. И телекоммуникационные компании Хуавэй и Джунсин Телеком уже выигрывают тендеры на поставку оборудования у признанных мировых гигантов – Моторола, Эрикссон и т.д. А ведь 20 лет назад мы были намного впереди Китая.
Зона – город Шеньчжень начал строиться всего лишь 20 лет назад, сегодня это – суперсовременный город с четырехмиллионным населением, хотя жизнь там жесткая и сравнительно аскетичная. Одним из научно-производственных предприятий зоны является корпорация «Джунсин Телеком». Только за 1999 год эта корпорация поставила на экспорт оборудования на несколько сотен миллионов долларов.
Уровень компьютеризации и развития телекоммуникаций в значительной степени определяет уровень безопасности страны. Эта отрасль является стратегической. Китайцы добились результатов за сравнительно небольшое время, имея научно-технический потенциал в несколько раз меньший, чем у России, а мы в этой области так ничего и не сделали. Китайские руководители прекрасно понимают, что страна не может сразу впрыгнуть в благоденствие и без развития высокотехнологичной индустрии невозможно занять достойное место в мире. Они сознательно пошли на социальное неравенство. И в то время, когда вокруг народ живет почти впроголодь, средняя зарплата в Шеньчжене составляет 300 американских долларов.
Теперь еще несколько слов о специальных экономических зонах на примере Шеньчженя.
На территории Зоны могут создаваться только предприятия, представляющие индустрию высоких технологий. Одно из важнейших условий при этом – продукция производится на основе собственного ноу-хау. Только этот вариант дает возможность свободного экспорта и стимулирует развитие смежных областей. Поэтому предприятия в Зоне создаются в виде НПО, при этом научная и опытно-конструкторская составляющие весьма значимы. Например, уже упоминавшаяся корпорация Джунсин Телеком направляет 10% своего общего дохода (оборота) на НИОКР. Возможно ли такое сейчас в России?!
А ведь нельзя забывать о том, что в современной продукции «Хай Тек» более 80% стоимости – «мозги», а само «железо», сборка, упаковка занимают меньше 20%. Продукция в Шеньчжене разрабатывается по своим лицензиям. Я как специалист должен сказать, что их разработки для коммутатора – это в первую очередь оригинальное программное обеспечение. Мы в России этого не делаем, хотя в Петербурге «Моторола» создала фабрику программного обеспечения для телекоммуникационного сектора, там работает более 300 работников, а это уже серьезная производственная единица. Это специалисты высокого класса, которые производят продукцию на десятки миллионов долларов. Так что есть у нас светлые умы, но нет воли государственной власти и поэтому проблемы не решены.
Сегодня Шеньчжень уже выходит на следующий уровень развития. Создается своеобразная организационная технология. Дочерние предприятия они выносят за пределы зоны и фактически начинают создавать второй слой, то есть огораживается еще одна зона, которая подпитывает следующую. Существует несколько таких точек концентрации, и от них расширяются и возникают новые более обширные зоны. В это же время они занимаются подготовкой кадров, развитием образования, на это тоже идут отчисления. Кстати, средний возраст жителей Шеньчженя – 28 лет, но образовательный уровень довольно высок.
Китайские руководители совершенно спокойно говорят, что через 50 лет значительная часть Китая будет занята такими зонами и это позволит существенно повысить жизненный уровень людей. Но главная задача –войти в число технологически развитых стран. Поэтому нельзя планировать жизнь страны на 1-2 года. Даже человек должен представлять свою жизнь на несколько лет вперед, а жизнь страны надо планировать хотя бы на полвека вперед.
Надо дать себе отчет в том, что потенциал у России и сейчас заметно выше, чем в Китае. Поэтому нам для решения аналогичной задачи может хватить намного меньше времени – 15 – 20 лет. Надо только поверить в себя, в Россию, и немедленно приступать к действиям. Времени в запасе мало, но свет в конце тоннеля еще виден!
С глубоким уважением и твердой верой в возрождение России
Геннадий Фридман
* * *
Фридман Геннадий Шмерельевич,
генеральный директор ЗАО «Сибирская сотовая связь»,
член президиума Российской академии бизнеса и предпринимательства.
e-mail: gfridman@sibcc.ru
тел: (3812) 500101 – сл., (3812) 298113 – моб.
644010 Омск, ул. Масленникова, 70, ЗАО «Сибирская сотовая связь».
* * *
Примечание: письмо Президенту в начале 2003 года вручил Владимир Алексеевич Пехтин, в то время — глава фракции Единой России в Думе.