Найти тему
starcom68

Блокгауз Генриха VIII и башня радара

Наконец я, следуя вдоль берега Темзы, подошел к весьма примечательному месту под названием CoalHouse Point. Видите справа от башни из воды торчат сваи? Это место размещения еще одного оборонительного блокгауза времен Генриха VIII. От него сейчас ничего не осталось за исключением свай и нескольких камней. Немного странно видеть на сваях скрепляющие их металлические детали, но при взгляде из Google Earth сверху сваи и камни в плане сгруппированы в характерное D-образное пятно, сопоставимое с размерами и очертаниями блокгауза. UPD: Есть авторитетное мнение, что сваи это остатки более позднего причала.

В 1539 году король Генрих VIII начал строительство для защиты Темзы, а, следовательно, и пути в Лондон, пяти прибрежных блокгаузов (блок-постов). Один из этих блокгаузов был построен на на левом берегу Темзы на мысу в последствии получившем название CoalHouse Point.  Это одно из 27 ранних оборонительных сооружений, построенных специально для применения артиллерии. На строительство блокгауза пошли камни из разобранной часовни Святой Маргариты в Tilbury. Стоимость строительства оценивалсь в 506 фунтов. Блокгауз имел D-образную в плане форму и два этажа с орудийными амбразурами. Изображений не сохранилось. вероятно, он был аналогичен блокгаузу в на месте Tilbury Fort. После окончания строительства в 1540 году блокгауз был вооружен пятнадцатью железными и медными орудиями различных типов и калибров. В 1547-48 годах орудий было уже 27. Блокгауз имел небольшой постоянный гарнизон, который возглавлял капитан Байфилд, получавший жалование в размере один шиллинг в день. Кроме него в гарнизоне числилось еще восемь военнослужащих: заместитель  командира, носильщик, два солдата и четыре пушкаря. Постепенно, в связи со строительством новых оборонительных сооружений, надобность в блокгаузе отпала и он прекратил свое существование. К 1735 году блокгауз лежал в руинах и был затоплен водами Темзы. Новое укрепление строится в 1799 году в полумиле к северу от блокгауза в том месте, где в последствии будет возведен CoalHause Fort. Но это уже другая история.
В CoalHouse Fort представлена художественная реконструкция того, как мог выглядеть блокгауз в CoalHouse Point  в 1540 году

-2

Схема расположения фортификационных объектов в окрестностях CoalHouse Fort. Откуда она у меня, я не помню, но на сайте CoalHouse Fort есть аналогичная, правда в худшем разрешении.

-3

RADAR TOWER 1941
Мое внимание, как и внимание любого проходящего здесь туриста привлекла расположенная на береговой кромке башня. В Википедии ее считают водонапорной башней, этой версии придерживается и местное население. Этому способствует отсутствие башни в базе данных фортификационных сооружений Битвы за Британию и обозначение ее на топоосновах как водонапорной башни. Тем не менее это непосредственный участник Битвы за Британию - башня берегового радара.
Построена башня была к 1 апреля 1941 года по решению Адмиралтейства и предназначалась для размещения 50-ти сантиметрового радара Type 287 RDFs. Радар был нужен для наблюдения за минными заграждениями на Темзе в период тумана, ночного времени, но основное его использование предусматривалось при обнаружении попытки прорыва крупных сил противника вверх по Темзе. Радар помогал локализовать суда противника и выдавал информацию посту управления на подрыв той или иной группы минных заграждений. Работал радар в связке с постом управления минными заграждениями у CoalHouse Fort и двумя прожекторными станциями западнее башни. Это заблуждение думать, что локатор был постоянно включен и отслеживал обстановку на Темзе. Особенностью данного типа радара был сравнительно узкий пучок излучения, который подходил как раз для поставленных задач контроля минных заграждений в русле Темзы. На нижнем этаже башни помимо оборудования размещался обслуживающий локатор персонал, относящийся к военно-морскому флоту, в количестве 6-8 человек. В середине 1943 года когда опасность вторжения миновала минные заграждения и радар демонтировали. Споры о назначении башни не утихают и по сей день. К сожалению, я не нашел картинки как выглядел этот радар. Более подробную информацию можно
посмотреть здесь.

-4
 Сделав несколько кадров я стал раздумывать как бы попасть на верхнюю площадку
Сделав несколько кадров я стал раздумывать как бы попасть на верхнюю площадку
Взобраться с блоков к дверному проему было не так то просто - не за что уцепиться.
Взобраться с блоков к дверному проему было не так то просто - не за что уцепиться.
Еще один вид на место расположения блокпоста Генриха VIII. Предположительно, в период Второй Мировой войны в этом месте размещалось два бетонных сооружения с прожекторами. В случае, если радар замечал что-то подозрительное, прожектора включались и освещали минное заграждение. До наших дней эти объекты не сохранились.
Еще один вид на место расположения блокпоста Генриха VIII. Предположительно, в период Второй Мировой войны в этом месте размещалось два бетонных сооружения с прожекторами. В случае, если радар замечал что-то подозрительное, прожектора включались и освещали минное заграждение. До наших дней эти объекты не сохранились.

Тем не менее, исхитрившись, я, под недоуменные взгляды прогуливавшихся, все-таки забрался во внутрь первого этажа. Моему разочарованию не было предела. Лестница наверх была срезана и без веревки нечего было и думать продолжать восхождение. Мне оставалось только осмотреть вполне изящную кирпичную кладку в помещениях первого этажа, остатки крепления оборудования и граффити на стенах.

 Когда-то здесь помимо генератора и прочего оборудования с экраном обзора локатора размещался расчет этого объекта.
Когда-то здесь помимо генератора и прочего оборудования с экраном обзора локатора размещался расчет этого объекта.
-9
 В некоторых оконных проемах сохранились традиционно открывающиеся переворотом оконные рамы
В некоторых оконных проемах сохранились традиционно открывающиеся переворотом оконные рамы
А за окном тем временем проходило очередное грузовое судно. Предположительно контейнеровоз Rio Bravo компании Hamburg Sud под флагом Либерии 2009 года постройки.
А за окном тем временем проходило очередное грузовое судно. Предположительно контейнеровоз Rio Bravo компании Hamburg Sud под флагом Либерии 2009 года постройки.
Еще один вид наверх в люк перекрытия и я отправляюсь дальше. Но тут меня подстерегало одно затруднение. Одно дело карабкаться вверх, а совсем другое спускаться. Тем более, что прилив затопил и без того скользкие камни у подножия башни. Как бы то ни было, я по взглядами гуляющих смог повторить обратный путь.
Еще один вид наверх в люк перекрытия и я отправляюсь дальше. Но тут меня подстерегало одно затруднение. Одно дело карабкаться вверх, а совсем другое спускаться. Тем более, что прилив затопил и без того скользкие камни у подножия башни. Как бы то ни было, я по взглядами гуляющих смог повторить обратный путь.
Еще один вид на башню с другого ракурса
Еще один вид на башню с другого ракурса
Начало тропы с предупреждением об опасности быть застигнутым приливом и запретом карабкаться на постройки. Но я про это не знал
Начало тропы с предупреждением об опасности быть застигнутым приливом и запретом карабкаться на постройки. Но я про это не знал
HARRY'S BENCH
В самом конце тропы по берегу Темзы, находясь в лихорадочном возбуждении от уже увиденного и в предвкушении дальнейших приключений, я наткнулся на эту скамью в оформленной бетоном нише. Тогда я не понял, что это такое и не заметил маленькой таблички с портретом мальчика на ее спинке. Странные игрушки рядом отвлекли мое внимание и я сделал несколько кадров в надежде потом разобраться с этим объектом.
HARRY'S BENCH В самом конце тропы по берегу Темзы, находясь в лихорадочном возбуждении от уже увиденного и в предвкушении дальнейших приключений, я наткнулся на эту скамью в оформленной бетоном нише. Тогда я не понял, что это такое и не заметил маленькой таблички с портретом мальчика на ее спинке. Странные игрушки рядом отвлекли мое внимание и я сделал несколько кадров в надежде потом разобраться с этим объектом.

Оказалось, что эта скамья установлена в память безвременно ушедшего мальчика. В Интернете мне удалось найти всего одно упоминание о ней. Как пишет один из британских блогеров, когда-то прогуливавшихся в этом месте, правда в противоположном моему направлении, скамья посвящена жизни Гарри, "очень специфического мальчика - 28.02.1997 - 29.08.2003". Что с ним случилось - не известно, возможно он погиб недалеко от этого места во время прилива. У неизвестного блогера есть крупное фото памятной таблички на спинке скамейки.

-16

UPD: Как пишут в Инете, мальчик погиб (убит краном) во время несчастного случая в доках, куда он пришел с отцом. После этого детей перестали пускать в доки.

 А я же, не заметив таблички, фотографировал игрушки
А я же, не заметив таблички, фотографировал игрушки
И стихи о маленьком ангеле на небольшой табличке рядом со скамьей
И стихи о маленьком ангеле на небольшой табличке рядом со скамьей

На этой грустной ноте я пока закончу свой рассказ. В следующий раз я расскажу в нескольких сериях об укреплениях CoallHouse Fort и его современном использовании. Это будет несколько другой, но от того не менее ценный, опыт в сравнении с Tilbury Fort.

Оригинал поста с обсуждением в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен