Найти в Дзене
Сбер

Как получить до 600 евро от авиакомпании

Оглавление

Любой путешественник знает, что авиакомпания обязана предоставить напитки, еду, а при необходимости и гостиницу, если, к примеру, вы уже в аэропорту, а вылет серьёзно задержался. Но, кроме этого, можно получить ещё и деньги — от 100 до 600 евро, вне зависимости от цены вашего билета. Разбираемся, в каких случаях положена эта компенсация и как её добиться без серьёзных хлопот.

В Европе и Турции действуют правила, по которым пассажиры получают компенсацию, если авиакомпания виновата в задержке или отмене рейса. Чем дольше задержка и чем больше расстояние перелёта, тем больше денег заплатят. При этом неважно, какое у вас гражданство — право на компенсацию есть не только у немцев, французов или турок. Оно есть у всех, кто:

· вылетает из страны Евросоюза или Турции любой авиакомпанией;

· летит в Турцию или Евросоюз из других стран, но сама авиакомпания турецкая или, соответственно, зарегистрирована в ЕС;

· путешествует самолётом внутри ЕС или Турции любой авиакомпанией.

Когда положена компенсация

Общее правило: во всех случаях, когда именно авиакомпания виновата в том, что пассажир не вылетел вовремя. Это могут быть, например, технические неполадки, нестыковки в расписании или несвоевременная проверка самолёта.

Авиакомпания не виновата, если рейс задержался или отменён по форс-мажорным обстоятельствам (нелётная погода, политические беспорядки, стихийные бедствия, угроза терактов, забастовка пилотов и тому подобное). В этих случаях компенсация не выплачивается.

1. Отмена рейса

Если рейс отменяется, авиакомпания обязана предупредить пассажиров как минимум за 14 дней. Если предупредили позже — должны выплатить компенсацию.

2. Задержка рейса

У пассажиров есть право на компенсацию до 600 евро, если авиакомпания задержала рейс больше, чем на 3 часа. Это касается и полётов с пересадкой, причём учитывается финальное опоздание. Например, если вы летите из Стамбула в Калининград через Москву, и первый самолёт отправился позже всего на полтора часа, но из-за этого вы опоздали на стыковочный рейс и в итоге оказались дома на 3 часа позже плана — положена компенсация.

3. Отказ в посадке (овербукинг)

Иногда такое случается у любой авиакомпании. Овербукинг — ситуация, когда билетов на самолёт продано больше, чем в нём мест. Авиакомпании делают это, чтобы не терять прибыль — они знают, что 5-10% пассажиров всё равно опаздывают на самолёт либо сдают билеты перед вылетом. Если все пассажиры оказались на месте, а билетов продано на 5% больше положенного, кого-то не пустят в самолёт и заплатят ему деньги.

Чтобы не попасть в такую ситуацию, пройдите онлайн-регистрацию — как правило, она открывается за сутки до вылета. Ну или хотя бы приезжайте в аэропорт не впритык к рейсу.

Ещё одна причина овербукинга — замена самолёта прямо перед рейсом, например, из-за технической неисправности. Если новый борт менее вместительный, авиакомпания оставит часть пассажиров в аэропорту и будет решать проблему с их билетами. В любом случае, в овербукинге всегда виновата авиакомпания, поэтому компенсация положена каждому, кому отказали в посадке.

Легко узнать, подпадает ли ваша конкретная ситуация под правила о выплатах. На сайте сервиса «Авиакомпенсации» есть простая форма. Введите основные данные и вы мгновенно получите ответ, положены ли вам деньги, а если да, то сколько.

Введите основные данные о своей ситуации, чтобы рассчитать компенсацию
Введите основные данные о своей ситуации, чтобы рассчитать компенсацию

Сколько денег можно получить

Если компенсация полагается, то минимум здесь — 100 евро, это фиксированная сумма за проблемы в авиаперелётах внутри Турции. В остальных случаях — от 125 до 600 евро: сумма зависит от дальности рейса и длительности задержки. Например, овербукинг при вылете из Берлина в Прагу обойдётся компании в 250 евро на пассажира, а четырехчасовая задержка рейса из Барселоны во Владивосток — в 600 евро.

Пример расчёта компенсации за отмену рейса из Мюнхена в Москву
Пример расчёта компенсации за отмену рейса из Мюнхена в Москву

Средняя сумма, которую получают клиенты сервиса «Авиакомпенсации», — 450 евро.

Какие документы нужны, чтобы получить компенсацию

Чтобы был шанс получить деньги, понадобятся:

· данные рейса: маршрут, номер и дата;

· номер бронирования;

· посадочный талон, билет или письмо о бронировании рейса — документ, подтверждающий, что вы действительно покупали билет. Если рейс задержали или отменили, на билете нужно поставить штамп.

Обычно этого достаточно, чтобы доказать факт задержки или отмены рейса. Но иногда бывает полезно иметь и фото с расписанием, где на табло указано, что самолёт не вылетел вовремя. Такие снимки несложно сделать, если пассажиры узнали о проблеме уже в аэропорту. Также нужно выяснить у представителей авиакомпании, почему рейс задерживается или отменяется. Как правило, их можно найти у стойки регистрации или прямо у вашего выхода. Другой вариант — позвонить в авиакомпанию по горячей линии, номер телефона должен быть на билете.

Когда можно подавать заявку на компенсацию

В любой день, пока не истёк «срок давности» претензии. Он зависит от страны вылета и в среднем составляет 3 года. Например, минимальный срок в Латвии — 6 месяцев, а максимальный — в Великобритании, 6 лет. Если вы год назад просидели всю ночь в лиссабонском аэропорту по вине компании и у вас сохранились данные о той поездке — проверьте, укладываетесь ли вы в сроки, и подавайте заявку.

И главное — как получить компенсацию

Это можно сделать самостоятельно:

· составить текст претензии на английском языке и приложить документы;

· отправить претензию в авиакомпанию (через форму на сайте, по факсу или почтой);

· дождаться ответа (это может занять несколько месяцев);

· если в выплате отказано, составить юридически обоснованный ответ на отказ и снова обратиться в авиакомпанию;

· если не помогло — обратиться в органы по защите прав потребителя (в стране вылета) и в суд.

На практике авиакомпании могут и игнорировать запросы на компенсацию — тогда нужно отправлять претензию заново.

Более простой способ — передать всю рутину специалистам. Сервис «Авиакомпенсации» помогает получить деньги без нервотрёпки и занимается претензиями пассажиров к авиакомпаниям вплоть до судебных разбирательств, причём принимает на себя издержки в судах. За работу он берёт комиссию — 25% от суммы компенсации, но только в случае выплаты. Если даже через суд не удалось доказать, что авиакомпания должна заплатить пассажиру, то клиенту сотрудничество с сервисом ничего не стоит. Как правило, через сервис получается не только проще, но и намного быстрее: средний срок решения по выплате без судов — 8 недель после подачи претензии, но есть и авиакомпании, которые перечисляют деньги уже через 2-3 дня.

Коротко

1. Если авиакомпания виновата в задержке вашего рейса, допустила овербукинг либо отменила рейс, не предупредив пассажиров как минимум за 2 недели, — вы имеете право на компенсацию до 600 евро. Это касается «европейских» и «турецких» рейсов.

2. Право на компенсацию сохраняется до 6 лет, в зависимости от страны вылета.

3. Сумма компенсации зависит от длительности задержки и расстояния перелёта, и не зависит от цены билета.

4. Можно попробовать получить компенсацию самостоятельно, но проще передать всю рутину специалистам.

Сервис «Авиакомпенсации» предоставляет партнёр Сбербанка — компания Compensair LTD.