Известный пианист по пути в тюрьму (отбывать наказание за преступление, которого не совершал) случайно задерживается на провинциальной станции, где ему за пару дней предстоит понять очень многое... Фильму "Вокзал для двоих" в прошлом году исполнилось 35 лет, но он по-прежнему актуален и любим зрителями.
Говорят, фильмы Рязанова популярны у зрителей, потому что очень реалистичны: ситуации узнаваемы, герои будто списаны с живых, настоящих людей. Действительно, многие фильмы режиссёра появились благодаря реальным событиям. Так случилось и с "Вокзалом для двоих".
Известно, что история, ставшая завязкой для сюжета фильма, произошла с известным композитором Микаэлом Таривердиевым. Якобы он уступил руль своей возлюбленной, известной актрисе, та по неосторожности сбила пешехода, а Таривердиеву пришлось взять вину на себя. Следствие по делу шло два года, композитора оправдали.
Финал, в котором осуждённого отпустили из зоны в ближайшую деревню, а утром он проспал и чуть не опоздал на поверку, тоже вполне жизненная: так было в 50-е годы с поэтом Ярославом Смеляковым (помните, его стихи "Хорошая девочка Лида" Шурик читал в "Операции Ы"?). Разница лишь в том, что статья Смелякова была не криминальная, а "политическая" — поэт отбывал наказание по лживому доносу "товарищей". Двоим друзьям пришлось буквально тащить поэта на себе, чтобы он не опоздал.
Исполнители главных ролей Олег Басилашвили и Людмила Гурченко до этой картины вместе не снимались и даже не были знакомы. Поэтому "вникать" было непросто, особенно если учесть, что фильм снимали, как это часто бывает, "с конца" — то есть с финального эпизода, в котором измученные герои бегут по заснеженному полю.
Снега было так много, что оператор никак не мог обеспечить качественную "картинку" в движении: специальная тележка постоянно проваливалась. Вопрос решили просто: реквизиторы разыскали на складах студии обыкновенные сани, а в качестве "лошадок" поработали члены съёмочной группы. "Запрягли" даже самого Рязанова. А оператор стоял на санях с камерой.
Но технические сложности — ничто по сравнению с тем, что пришлось испытать самим актёрам. Съёмки проводились в условиях, максимально приближенных к сценарным: Гурченко и Басилашвили действительно бежали в 30-градусный февральский мороз по заледеневшей тропинке, действительно падали и разбивали колени, ползли и изнемогали от усталости — и всё это в нескольких дублях.
Олегу Басилашвили его роль поначалу не нравилась — он спорил с Рязановым, был недоволен написанным для него текстом. Например, он был очень недоволен сценой с поцелуями — потому что был очень стеснителен. Был момент, когда актёр, вспылив, ушёл со съёмок и был уверен, что на его роль возьмут другого артиста. Олега Валериановича вернула в фильм... Людмила Гурченко. Она попробовала сама изменить текст своего партнёра, вручила листок Басилашвили. Он был крайне удивлён — Людмиле Марковне удалось разглядеть и понять и самого Олега Валериановича, и его героя, пианиста Рябинина. С этого момента Басилашвили и Гурченко подружились.
В роли несуществующего в реальности городка Заступинска "снимались" Москва и Ленинград. Сам вокзал снимали на территории Рижского вокзала и на Витебском вокзале Ленинграда, пешеходный мост — на станции "Лосиноостровская", сцены на городских улицах были сняты в ленинградских переулочках.
Сцены "зоны" снимались в действующей колонии для несовершеннолетних в Подмосковье. Юных преступников злило, что с ними рядом постоянно вертятся сытые, довольные и вольные киношники, но, к счастью, до прямых серьёзных конфликтов не дошло. Зато местный воспитанник помог Олегу Басилашвили постичь основы жизни за решёткой, а в знак благодарности попросил упомянуть где-нибудь в фильме его фамилию. Актёр обещание сдержал.
Актриса Алла Будницкая появилась в фильме всего на несколько секунд, да и то на экране телевизора — она сыграла жену главного героя, ведущую прогноза погоды — однако зрители её запомнили. Эта маленькая роль стоила актрисе уважения мясника на рынке, на котором она обычно отоваривалась. Мясник не видел разницы между персонажем кино и актрисой, его сыгравшей, поэтому накинулся на Будницкую с оскорблениями — мол, как она могла такого хорошего мужика подставить, как не стыдно вообще!
Сам Рязанов называл "Вокзал для двоих" своим третьим фильмом о любви — после "Иронии судьбы..." и "Служебного романа". Все эти фильмы объединяла общая главная тема — немолодые, неудачливые, но очень хорошие люди находят друг друга.
Говорят, фильм очень понравился генсеку ЦК КПСС Юрию Андропову. Людмиле Гурченко в 1982 году, сразу после выхода картины на экраны, дали звание Народной артистки СССР, сам фильм отправили на Каннский кинофестиваль, а в 1984 году съёмочная группа была удостоена Государственной премии СССР. По традиционному опросу читателей журнала "Советский экран", "Вокзал для двоих" был признан лучшим фильмом 1982 года.
Цитаты из фильма
• По-моему, эта курица при жизни работала официанткой в вашем ресторане.
• Чтоб я ел вот это? Это уже один раз ели!
• Зачем вам столько шампуня? Будете в суп клиентам подливать?
• Я ему говорю: «Герка, возьми сто грамм-то!» А он говорит: «Сто грамм не стоп-кран: дёрнешь — не остановишься!»
• Эх, едрить твою мать! Поезда опаздывают, стоянки сокращают… Никакой личной жизни!
• Ой, у нас этих лауреатов — как собак нерезаных.
• Я те чё велел делать-то, козёл? Я те велел дыни стеречь! А ты чё натворил?
• Ты, Вера Николаевна, глупая женщина! Вот!
• В Москву? К той, которая по телевизору про погоду врёт?
***
Если вам интересны мои публикации о советском кино, обязательно подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!