Найти тему
Наше кино

Запрягли даже режиссёра: факты о фильме «Вокзал для двоих»

Известный пианист по пути в тюрьму (отбывать наказание за преступление, которого не совершал) случайно задерживается на провинциальной станции, где ему за пару дней предстоит понять очень многое... Фильму "Вокзал для двоих" в прошлом году исполнилось 35 лет, но он по-прежнему актуален и любим зрителями.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих"
Кадр из фильма "Вокзал для двоих"

Говорят, фильмы Рязанова популярны у зрителей, потому что очень реалистичны: ситуации узнаваемы, герои будто списаны с живых, настоящих людей. Действительно, многие фильмы режиссёра появились благодаря реальным событиям. Так случилось и с "Вокзалом для двоих".

Известно, что история, ставшая завязкой для сюжета фильма, произошла с известным композитором Микаэлом Таривердиевым. Якобы он уступил руль своей возлюбленной, известной актрисе, та по неосторожности сбила пешехода, а Таривердиеву пришлось взять вину на себя. Следствие по делу шло два года, композитора оправдали.

Финал, в котором осуждённого отпустили из зоны в ближайшую деревню, а утром он проспал и чуть не опоздал на поверку, тоже вполне жизненная: так было в 50-е годы с поэтом Ярославом Смеляковым (помните, его стихи "Хорошая девочка Лида" Шурик читал в "Операции Ы"?). Разница лишь в том, что статья Смелякова была не криминальная, а "политическая" — поэт отбывал наказание по лживому доносу "товарищей". Двоим друзьям пришлось буквально тащить поэта на себе, чтобы он не опоздал.

На съёмках фильма
На съёмках фильма

Исполнители главных ролей Олег Басилашвили и Людмила Гурченко до этой картины вместе не снимались и даже не были знакомы. Поэтому "вникать" было непросто, особенно если учесть, что фильм снимали, как это часто бывает, "с конца" — то есть с финального эпизода, в котором измученные герои бегут по заснеженному полю.

Снега было так много, что оператор никак не мог обеспечить качественную "картинку" в движении: специальная тележка постоянно проваливалась. Вопрос решили просто: реквизиторы разыскали на складах студии обыкновенные сани, а в качестве "лошадок" поработали члены съёмочной группы. "Запрягли" даже самого Рязанова. А оператор стоял на санях с камерой.

На съёмках фильма
На съёмках фильма

Но технические сложности — ничто по сравнению с тем, что пришлось испытать самим актёрам. Съёмки проводились в условиях, максимально приближенных к сценарным: Гурченко и Басилашвили действительно бежали в 30-градусный февральский мороз по заледеневшей тропинке, действительно падали и разбивали колени, ползли и изнемогали от усталости — и всё это в нескольких дублях.

Олегу Басилашвили его роль поначалу не нравилась — он спорил с Рязановым, был недоволен написанным для него текстом. Например, он был очень недоволен сценой с поцелуями — потому что был очень стеснителен. Был момент, когда актёр, вспылив, ушёл со съёмок и был уверен, что на его роль возьмут другого артиста. Олега Валериановича вернула в фильм... Людмила Гурченко. Она попробовала сама изменить текст своего партнёра, вручила листок Басилашвили. Он был крайне удивлён — Людмиле Марковне удалось разглядеть и понять и самого Олега Валериановича, и его героя, пианиста Рябинина. С этого момента Басилашвили и Гурченко подружились.

На съёмках фильма
На съёмках фильма

В роли несуществующего в реальности городка Заступинска "снимались" Москва и Ленинград. Сам вокзал снимали на территории Рижского вокзала и на Витебском вокзале Ленинграда, пешеходный мост — на станции "Лосиноостровская", сцены на городских улицах были сняты в ленинградских переулочках.

Сцены "зоны" снимались в действующей колонии для несовершеннолетних в Подмосковье. Юных преступников злило, что с ними рядом постоянно вертятся сытые, довольные и вольные киношники, но, к счастью, до прямых серьёзных конфликтов не дошло. Зато местный воспитанник помог Олегу Басилашвили постичь основы жизни за решёткой, а в знак благодарности попросил упомянуть где-нибудь в фильме его фамилию. Актёр обещание сдержал.

Алла Будницкая. Кадр из фильма
Алла Будницкая. Кадр из фильма

Актриса Алла Будницкая появилась в фильме всего на несколько секунд, да и то на экране телевизора — она сыграла жену главного героя, ведущую прогноза погоды — однако зрители её запомнили. Эта маленькая роль стоила актрисе уважения мясника на рынке, на котором она обычно отоваривалась. Мясник не видел разницы между персонажем кино и актрисой, его сыгравшей, поэтому накинулся на Будницкую с оскорблениями — мол, как она могла такого хорошего мужика подставить, как не стыдно вообще!

Сам Рязанов называл "Вокзал для двоих" своим третьим фильмом о любви — после "Иронии судьбы..." и "Служебного романа". Все эти фильмы объединяла общая главная тема — немолодые, неудачливые, но очень хорошие люди находят друг друга.

Говорят, фильм очень понравился генсеку ЦК КПСС Юрию Андропову. Людмиле Гурченко в 1982 году, сразу после выхода картины на экраны, дали звание Народной артистки СССР, сам фильм отправили на Каннский кинофестиваль, а в 1984 году съёмочная группа была удостоена Государственной премии СССР. По традиционному опросу читателей журнала "Советский экран", "Вокзал для двоих" был признан лучшим фильмом 1982 года.

На съёмках фильма
На съёмках фильма

Цитаты из фильма

• По-моему, эта курица при жизни работала официанткой в вашем ресторане.

• Чтоб я ел вот это? Это уже один раз ели!

• Зачем вам столько шампуня? Будете в суп клиентам подливать?

• Я ему говорю: «Герка, возьми сто грамм-то!» А он говорит: «Сто грамм не стоп-кран: дёрнешь — не остановишься!»

• Эх, едрить твою мать! Поезда опаздывают, стоянки сокращают… Никакой личной жизни!

• Ой, у нас этих лауреатов — как собак нерезаных.

• Я те чё велел делать-то, козёл? Я те велел дыни стеречь! А ты чё натворил?

• Ты, Вера Николаевна, глупая женщина! Вот!

• В Москву? К той, которая по телевизору про погоду врёт?

***

Если вам интересны мои публикации о советском кино, обязательно подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!