Всем привет! Долго думал, какую книжку разобрать для вас. Было несколько интересных вариантов, но выбрал все же Салтыкова-Щедрина. Самого желчного сатирика в истории отечественной литературы. Хотя несколько удивительно, как в общем-то из государственного чиновника, который жил неплохо и, по большому счету, ни в чем не нуждался, вырос такой жестокий мизантроп-сатирик. Нет, безусловно, бил он в точку, видел больше, прекрасно знал изнутри систему, в которой крутился, и, конечно же, умел разбираться в людях. Наверное, его патриотизм и вырывался желчью в ответ на явные просчеты царского правительства в решениях по самым разным аспектам социальной жизни. Его роман "История одного города" скорее обособленный сборник образов правителей-губернаторов, которые вне времени, стран и эпох. А вот что касается конкретно "Господ Головлевых", то это, на мой взгляд, ярчайшая иллюстрация времени, которое было не столь богато на труды писателей. Достоевский в это время разбирался в мировой и вечной проблемы человека в своих "Братьях Карамазовых". Толстой подустал от длинных исторических опусов и был занят поиском истины, в перерыве разочаровываясь в женитьбе, Некрасов сходил со сцены, угасая в остром чувстве нереализованности, а о Чехове и Горьком еще и в помине не слышали. Во всяком случае первый только начинал свой путь. Такими был конец семидесятых-середина восьмидесятых годов 19 века в русской литературе.
И вот эта ниша - социального обличителя своего времени была свободна. И Михаил Евграфович занял ее по праву. Никто, кроме Лескова, Короленко и узкопрофильного Мамина-Сибиряка, из крупных писателей не хотел смотреть на нынешню бурную эпоху внутри страны. Лесков и Короленко не сатирики (второй вообще был слишком оптимистичен), и обличать не их авторская задача, хотя описывали они прекрасно. Что касается Мамина-Сибиряка, то он описывал быт за Уралом, причем со всеми негативными чертами, не скрывая их. Но, я повторюсь, он был узкопрофильным писателем, а вот Салтыков-Щедрин описывал всеобщую обстановку тогдашней Российской Империи.
Хочется опять сказать, что это книга совсем не для школьной программы, и на психику молодого человека повлияет скорее отрицательно, но в целом произведение великолепное. Да желчно, да сурово, да морально тягостно, да давит безысходность, но очень поучительно. И Салтыков -Щедрин влез еще и в тему внутрисемейных отношений, которые тоже вечные. Однако происходят они как раз в то время, когда было отменено крепостное право, и бывшие владельцы душ жили обыденной жизнью в деревне, уже не будучи баринами, но внутри оставаясь ими. Унылые зимние вечера за картами, и грызня внутри дома. Праздность, непригодность к какому-либо труду и запой - вот к чему сводит М. Е. жизнь бывших помещиков. Эти простые тезисы изложены им между строк в маленьких эпизодах, сложив которые наглядно иллюстрируется картина нравственного упадка переходного периода, когда социальные отношения меняются, и сладко привыкшие к своей роли помещики с трудом приспосабливаются к новому порядку. И семейка Головлевых это как раз семья, которая не смогла принять эти правила игры и вписаться в новую жизнь, сохранив достаток.
Если вы не читали роман, тогда не читайте дальше мои рассуждения, ибо для вас это будет спойлер, а вот те, кто читал и хотел бы освежить в своей памяти всех героев и их роль в книге, то читайте дальше. Превью на этом окончено, переходим к детальному разбору. И хотел бы обсудить сначала героев второстепенных.
Итак, семья Головлевых берет начало с некоего Владимира Михайловича Головлева. В романе он не играет ровным счетом никакой роли, однако именно с него возьмут пример его сыновья и продолжат закат семьи, которую при живом Владимире Михайловиче тащила на себе Арина Петровна. Вечно легкомысленный и пьяненький. Вел праздную и бездельную жизнь, периодически запираясь в комнате (у сыновей, замечу, тоже развивалась эта привычка перед осознанием конца) и строча стишки, фанатея от поэта Баркова. С женой они полные противоположности. Он повеса, она прагматик. если бы его творчество шло дальше комнатных писулек под стол, то, возможно, она бы умело его продвигала на этом поприще со своей деловой хваткой, но таланта у Володи не было и творчество было крайне посредственным. И, чисто на мой взгляд, именно непонимание друг друга вынудило Арину Петровну всерьез заняться имением и расширить владения семейного бизнеса, чтобы хоть как-то отвлечься от никчемного мужа, любящего пощупать горничных девок.
Степка-болбес - старший сын семейки. Весь в папаню. Ленивый, не мог жить без общества, при этом совершенно ни к чему не годный, тем более к канцелярской работе тем же чиновником. Продержался 4 года в Питере, затем вернулся обратно в Головлево на унизительное рабское житие за счет матери, державшей его чуть ли не на голодном пайке, видимо из-за раздражения на него за то, что ждала от него большего. А вообще вот этот образ вечный - кутила, картежник, прое*авший деньги родителей, проще говоря мот, да еще и при этом собирающий подачки с крестьян. Если проводить параллели с современностью, то попросту берет дань с подчиненных родителям людей. Идиот и паразит в квадрате, одним словом.
Дочь Аннушка умерла рано. По залету родила близняшек Аннечьку и Любаньку. Воспитывались они бабкой, с детства мечтали быть актрисами, играть в театре, уехав подальше из Головлева. И вот, уехав, в части "Племяннушка" одна из близняшек-Анненька возвращается в Головлево, повидать Иудушку (о нем позже). И она, разумеется, понимает, что жизнь здесь скучна и уныла, засасывая с свои объятия фаталистического безделья. Уезжает с радостью. Но, как водится, возвращается ближе к концу романа, но уже не свежей девушкой, а измученной жизнью (извиняюсь) шмарой, приехавшей в Головлево спиться и умереть. Так сказать, на историческую родину.
Но вообще жизнь этих девушек интересна тем, что это классическая история "выбраковывания" провинциалок, мечтающих о блестящей карьере, но получивших вполне естественный пинок под зад. И вот Анненька и Любенька, не смотря на то, что они близняшки, в романе представлены антиподами. Анненька до последнего пыталась сохранить свою невинность по заветам бабушки. Ее окружает какая-то пьяная офицерня, уродливые банкиры и просто непонятная шушера. Она успевает влюбиться в коллегу по цеху, причем взаимно и вполне искренне. Но он злоупотреблял алкоголем, и она в итоге поняла, что каши она с ним не сварит. Видимо, увидела для себя сценарий отношений бабки с дедом. Любенька же напротив продала свое целомудрие за кучу платьев, драгоценностей, понимая при этом, что когда-нибудь ее покровитель лавочку прикроет. Она все же успевает втянуть сестру в эту мнимую глянцевую жизнь, та даже побила ее рекорд по коллекционированию дорогих шмоток. Но тут настиг их страшный суд. Спонсора их взяли за мошенничество. Анненька с тех пор стала ненужной на сцене, проиграв место более сговорчивой в интимном плане бездарной конкурентке. Тут еще наложилось то, что зрители больше не хотели ее видеть, а бывшие покровители попросту отвернулись. Лебнька же, ненавидящая Головлево (и наверное по делом), покончила с собой, предпочтя смерть возвращению в болото, где гибнут мечты под ностальгию о лучших в жизни годах, проведенных вне стен родительской тюрьмы. Анненька струсила. Выжила. Вернулась. Трагичная, безусловно, но вполне шаблонная история под пером Салтыкова-Щедрина превратилась в блестящую литературную аналогию, которую обычно ставят в пример образованные и начитанные мамочки. А в романе эта трагическая история как бы подводит итог семьи Головлевых.
Есть еще несколько второстепенных образов. Павлуша- младший сын Арины Петровны. С Иудушкой он постоянно враждовал, ненавидел его за то, что тот постоянно хитрил и втихаря подбирал мамкино хозяйство под себя. Сам по себе он апатичен, угрюм, человек который не делает ничего плохого и хорошего, одним словом, человек-растение. "За его угрюмостью скрывалось отсутствие поступков". В части "По родственному" Арина Петровна стала жить у Павла, а Иудушка тем временем стал главным наследником имения и мать от дел отстранил. Павлуша, оставшись не в удел, начинает спиваться, хиреет на глазах. Умирая, он еще сильнее возненавидел Иудушку после прихода того к нему, повидаться с братом на смертном одре, так сказать.
А вот теперь два центральных образа: Арина Петровна и Иудушка.
Представительница старых порядков, человек "былой закалки", закономерно уходящий в прошлое архаичный тип помещицы. После смерти Павла, она понимает, на сколько она одинока, и что, пока она наживала капитал, дети от нее отстранились и при отсутствии жесткой руки воспитания совсем обленились и принимали все как должное. Все, кроме Иудушки, который как раз таки все делал вопреки и на свой личный лад. Она все делала для семьи и в конце жизни поняла, что семьи у нее нет, а Иудушка, оставив ей домик, предоставил одинокую старость, которую та пыталась занимать картами, чаепитием и прочим бесполезным времяпрепровождением. В части "Семейные итоги"она все же мирится с Иудушкой и начинает у него жить. Дети Иудушки погибли, одному из них он не дал денег из-за своей жадности, тот покончил с собой, проиграв казенные деньги. Арина Петровна, Иудушка и широкоплечая Евпраксенюшка тухли в Головлеве. Правда, зимние вечера были теплые, уютные, почти идеалистическими на фоне всего романа. И все же это было начало конца. Арина Родионовна так и умерла - под надежду на улучшения положения семьи. Наверное для человека, всю жизнь пытавшегося строить ее, это не самый худший конец.
Самый главный образ, "которого недоставало русской литературе в одном ряду с Хлестаковым, Чацким, Чичиковым и героями Мертвых душ", растягивался в своем изложении на весь роман - это образ Иудушки.
Кровопийца, пустослов, выдающийся мозговоноситель, который силой болтовни загубил всех своих родственников и всех тех, кто его окружал. Он постепенно завладел имением, позволив старшему брату спиться и самому стать главным наследником. Искусный интриган в пределах семьи. Отстранил мать от дел, отослал подальше сыновей и принялся править. Жена умирала, а он втихаря уже подкатывал свои лыжи к экономке Евпраксенюшке, которая и родила от него сына и вынуждена была бросить его на произвол судьбы, так как дворянство бы ему не дали как незаконнорожденному. Иудушка гнобил людей словами, невыносимой пустой болтовней. особенно заметны были в его доме интриги, которые мутила Улитушка (что любопытно, так же с уменьшительно-ласкательным суффиксом, как и у Иудушки. В этом, наверное, соль сатиры Салтыкова-Щедрина). Улитушка распускала грязные слухи под мнимую неосведомленность Иудушки, благодаря чего все держались в напряжении. Такая атмосфера была выгодна Иудушке, он мстил людям за свое детство и юность.Старшему брату за кличку, коллегам, которые сделали карьеру в городе, одноклассникам, дразнившим его в школе, пользуясь физической силой, слугам, наконец, говорившим ему грубые слова. мстил он запоем праздномыслия. Он надоел и Евпраксенюшке, которая начала его терроризировать, Одним словом, это портрет человека, который мстить всем в силу своих способностей и социальных возможностей.
Сама по себе семейка Головлевых уже стала литературным символом не только своей эпохи, но и семьи неудачников и празднословов-мотов-алкоголиков. Салтыков-Щедрин блестяще чмырит всех этих людей словом, не забывая наградить каждого обитателя дворянского гнезда нелестными эпитетами. Синтаксис романа, если можно так выразиться, поражает обилием слов, ушедших после революции в многотомные летописи и словари любителей крестьянского фольклора, профессиональных культурологов, этимологов и краеведов. Фольклор в прозе чрезвычайно сложны авторский жанр, он требует не только усидчивости в подборке слов, но и мастерского построения многозвучных конструкций - как диалогов, так и описательных вещей. Михаил Евграфович с этой задачей справился и подарил миру великолепный памятник эпохи постреформенной России времен Александра 2. Высшая оценка 5+.
"Господа Головлевы" Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
26 февраля 201826 фев 2018
298
9 мин