Найти тему
post textum

Нет скучных предметов, есть только скучные преподаватели

Когда я был маленьким, мне одни области человеческого знания казались интересными, а другие – совершенно скучными, пустыми, пресными. Например, в школе мне нравились физика, математика, немного английский. А вот история, география, биология казались науками ни о чём – ну там какие-то даты, события (в истории) – зачем это надо? Какие-то страны, столицы, климат (в географии) – что может быть скучнее, чем стоя у карты, тыкать в разные её области? Всякие жучки-червячки, печёнки-селезёнки (в биологии) – к чему это всё?

Но теперь я всё больше склоняюсь к мнению, что неинтересных областей знания не существует вообще. Везде, где накоплено достаточно много сведений и закономерностей – может быть интересно. Проблема обычно заключается в неверной трактовке. Вот школа – это конвеер, по которому в мозг поставляются неверные трактовки тех или иных областей знания. Вместо того, чтобы затянуть, заинтересовать – на человека вываливают просто кучу обычно самых неинтересных и пресных сведений и заставляют это всё зазубрить наизусть.

О том, что это само по себе отбивает интерес к учению, уже сказано достаточно. Но это создаёт ещё и неверное понимание предмета. Формирует неправильный взгляд у человека. Типа математика – это что-то связанное с цифрами, вычислениями. Хотя на самом деле к числам и вычислениям математика вообще не имеет никакого отношения, числами занимается лишь теория чисел, но и она занимается ими совершенно на другом уровне, не на том, на котором бедные ученики пытаются решать задачи и получать ответы.

Или история – это вроде как набор дат, и событий, которые когда-то где-то происходили и которые надо выучить и пересказать на уроке. Хотя на самом деле без понимания связи, без выстраивания у себя в голове общей канвы исторических событий, общего контекста, нет никакого смысла в том, чтобы запоминать какие-то вырванные из ниоткуда даты. А если выстроить контекст – то можно с большим интересом затем нанизывать на него даты, достраивать картину событий и т.д. -- этим на уроках истории никто не занимается. Да этим и невозможно заниматься в таком кратком формате, изучая историю параграфами учебника. Так останется только самое скомканное и бесполезное представление о ней.

Ну и так со всем остальным. Человек просто не понимает что есть что. Я об этом писал ещё где-то в начале канала [ речь идёт о телеграм-канале, в Дзене этого текста, кажется, нет ], что какие-то неверные ассоциации могут вообще отбить всю охоту интересоваться даже, не то что вникать во что-то или лезть в дебри. Вот это происходит постоянно.

Например есть такая умная тётка – Наталья Зубаревич. Посмотрите на ютубе пару-тройку её эфиров. Она очень грамотно раскидывает экономическую ситуацию в России, с привязкой к регионам. Я думал, что она экономист типа, раз всё это так хорошо знает. Но оказалось нифига подобного – она ГЕОГРАФ. Ну да, там вроде как экономическая география, но тем не менее это ГЕОГРАФИЯ. Один из самых скучных предметов в школе, который вообще непонятно зачем был нужен. И вот, оказывается, что будучи географом, можно вот такие интересные передачи делать (ну, для кого как, да. Мне интересно её бывает послушать), и такие многоплановые и сложные картины мира у себя в голове составлять, про которые никто кроме тебя не знает и которые многие готовы от тебя узнавать.

И так почти с любой наукой. Поэтому нужно искать правильные «точки входа» в каждую область знаний – если их найти, то можно сразу погрузиться в интересный и сложный мир. А если неверные точки входа использовать, то будет только туман из терминов, непонятных нагромождений понятий, стена непонимания, отвращение, скука.

«Точкой входа» может быть какой-то один узкий аспект, который вызывает интерес. Уже изучая его, невольно начинаешь подтягивать остальные темы и понятия. Например, если никто раньше не интересовался историей – попробуйте для начала изучить историю СССР. Это крайне многоплановая, сложная (не трудная, а сложная – в смысле «комплексная») тема, и в ней тоже можно найти ряд более или менее интересных поднаправлений. Интересна она ещё и потому, что нынешнее положение России – во многом является следствием её советской истории, так что СССР умер не до конца, он по-прежнему влияет на многое.

Подпишись на меня: Телеграм | Дзен