Найти в Дзене

Философ-правитель в Индии Несауалькойотль - кем он был на самом деле

Оглавление

Удивительная история главы древнего мексиканского города Тескоко времён воинственного XV века по имени Несауалькойтль служит подтверждением тому факту, что даже в такое тяжёлое время может найтись место для поэзии и философии.

Бегство от смерти

С самого начала правление Несауалькойотля складывалось тяжело. В 16-летнем возрасте юному принцу пришлось спасать свою жизнь бегством после захвата власти в Тескоко предводителем индейского племени тепанеков. Наследник престола был схвачен и брошен в подземелье, но, благодаря помощи друзей, ему удалось устроить побег.

Убежищем на целых 8 лет для Несауалькойотля стал город Теночтитлан, который также в то время подчинялся тепанекам, а впоследствии стал центром могущественной империи инков. Эти годы были посвящены принцем учёбе. После смерти тепанекского предводителя, власть унаследовал его сын Маштлой. Придя к новому правителю на поклон, Несауалькойотль был встречен повёрнутой в его сторону спиной Маштлы, что означало для него возможность вернуться в родной Тескоко.

Вскоре Маштла подослал во дворец Несауалькойотля своих воинов, чтобы те убили его. Встретив гостей в саду, принц пригласил их в свой дом для отдыха, а сам в это время укрылся в соседней комнате, в которой находилась курильница. Слуги подбросили в неё большое количество благовоний, и плотный дым с насыщенным ароматом окутал помещение, в результате чего Несауалькойотлю удалось незаметно скрыться от убийцы через тайный ход.

Тройственный союз

За голову принца Маштла назначил вознаграждение, из-за чего ему приходилось прибегать к укрытию под покровом пещерных и лесных сводов. Преследователи неоднократно нападали на признаки его пребывания, но местные жители ни разу его не предали, наоборот, они помогали наследнику укрыться в своих хижинах, пряча под вязаным хворостом и т.п.

За время бегов Несауалькойотль успел договориться с Теночтитланцами, страдающими от власти Маштлы, а также с народом Тлакопана. Объединившись, представители народов этих трёх городов напали на Аскапоцалько, являвшийся центром тепанеков и захватили его. Маштла был вынужден бежать в купальни, однако, его быстро нашли там и принесли в качестве жертвы богам. Аскапоцалько был сожжён, а земли, ранее принадлежавшие тепанекам, розданы особо проявившим себя в бою воинам.

Правителями Тескока, Теночтитлана и Тлакопана был заключен тройственный союз, предписывающий вести боевые действия сообща для того, чтобы с успехом противостоять общим врагам. Несауалькойтль не предполагал, что этим будет заложена основа будущего могущественного государства.

Появление Совета Музыки

Возглавив государство акольхуа, племени, чьим представителем он являлся, Несауалькойотль принялся за реформы. Им был составлен свод законов, который одобрили и приняли союзниками. Появились такие департаменты, как Финансовый и военный совет, совет Правосудия, а также Совет музыки, в целях создания которого лежало поощрение различных наук и видов искусства.

Совет музыки был своеобразным надсмотрщиком над воспитанием в государстве. Все научные труды, прежде чем опубликоваться, предоставлялись на суд самого Несауалькойотля и учёного собрания и выходили в свет исключительно с его одобрения. Особый надзор существовал над историей, искажение исторических фактов было уголовно наказуемо.

«Хождения в народ»

Сохранилось множество легенд о том, как Несауалькойотль, переодевшись обычным бедняком и гуляя по городу, встречался со своим народом и узнавал в ходе этих встреч реальное положение дел с соблюдением законов в государстве, вступая в разговоры с подданными.

Как-то раз, в ходе такой прогулки, правитель повстречал в поле мальчика, который собирал прутья для растопки печи. Несауалькойотль спросил у мальчика, отчего тот не пойдёт в лес, где можно собрать гораздо больше прутьев и быстрее. На что тот ответил, что не может этого сделать, так как лес принадлежит государю, который казнит его, если узнает. Затем добавил, что государь у него жестокий, отказывающий людям в том, что дал бог.

После возвращения во дворец, правитель приказал привести к нему того самого юнца и его родителей. Сразу узнав в лице монарха недавнего собеседника, мальчик испугался. Но государь его похвалил за то, как он уважает законы, а родителей даже наградил за достойное сыновье воспитание. Позже был издан указ, согласно которому народу разрешалось собирать хворост в государственных лесных массивах, но по-прежнему запрещалось рубить деревья.

Новая не кровавая концепция

Правление Несауалькойотля стало временем процветания и города Тескоко, а слава о тескокских певцах и ораторах гуляла по всей Мексике. В то же самое время, как в Америке в разгаре была культивация человеческих жертвоприношений, правитель Тескоко зарабатывал себе славу благодаря своим философским взглядам и талантом писать стихи.

Ацтеки были убеждены, Солнце, совершая небесный путь, нуждается в большом количестве крови. Дабы светило не погасло, ими велись непрекращающиеся кровавые войны и приносились массовые жертвоприношения. В противовес этой кровавой концепции Несауалькойотль выставлял гуманную концепцию «цветов и песен».

Главной человеческой задачей, исходя из этой концепции, являлось выявление каждым божественного начала в себе и противостояние смерти. Достигнуть этого возможно посредством искусства, которое сохраняется и после смерти человека.

За годы своего правления Несауалькойотлю не удалось изжить культ людских жертвоприношений и установить в государстве единобожие, однако он проделал большую работу по этому пути. На священной земле кровавых богов им был возведён храм Непостижимому Богу. А его поэзия, пережив века, дошла и до наших дней.

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, а мы будем радовать самыми интересными статьями