Найти в Дзене
Фигурант К

В гостях у отшельника

Юрий Васев из Александровского района Пермского края – большой оригинал. Уйдя в отшельники, и поселившись в одной из глухих деревень, умудряется подрабатывать почтальоном. Не поверите – за пятьсот рублей в месяц. Да за такие деньги Робинзон Крузо бы не вышел из шалаша. Но то то и оно, что дело не в деньгах. Юрий Васев – главный подписчик во всей округе, вот и выходит, что почти вся периодическая печать, которую разносит отшельник, предназначена ему самому.

На снимке Юрий Васев

Мы договорились встретиться на почте Усть-Игума (это поселок в получасе езды от Александровска). Пока ждал начал справляться о Васеве у местных. Одна женщина недовольно буркнула: Непонятный он ... Умничать любит. Больно начитанный.

- Ага – подумал я, потирая руки в предвкушении предстоящей встречи. Народ Васева не понимает. Значит, точно – интересный человек.

Рядом с почтой небольшой сельмаг. Оттуда на меня прицелилась пара глаз принадлежащих худощавому мужчине, стоящему у дверей. Несколько секунд оценивающе смотрим друг на друга. Я впервые вижу живого отшельника, он– корреспондента.

В деревню ко мне не поедем – с ходу сражает меня Васев. Не готов я, да и некогда – в Яйву надо ехать. Давайте в другой раз.

-Отказываться нельзя, Юрий Иванович. Обидите читателей. Вами весь край интересуется – включаю я дипломатию. А насчет Яйвы не волнуйтесь. Мы вас туда на обратном пути подвезем.

- А…, поехали – соглашается он, усаживаясь на заднее сидение машины. Мы направляемся в деревню Зачерная, в которой несколько лет назад 43-летний Юрий Васев поселился с женой Надеждой.

Собственно говоря, на почте отшельник временно заменяет жену, которая сейчас временно живет у родителей Юрия в Яйве. Кстати, Надежду Юрий Васев привез сюда двадцать лет назад из Иркутска, где служил прапорщиком.

- Я ее в дурдоме нашел – то ли в шутку, то ли всерьез вдруг объявляет он. Она там секретарем у главврача работала.

-Юрий Иванович, а почему вы поселились в заброшенной деревне? – пытаюсь я проникнуть в темную отшельничью душу.

-Какая же она заброшенная, если я в ней живу? – с неумолимой логикой парирует он.

-Почему ушел от людей? Да не нравится мне. Работаешь – будут смотреть и говорить:

- Ты неправильно делаешь. А чтоб помочь – ни за что. Да и не только в этом дело. Хочу, чтоб Зачерная жила. Я туда еще пацаном к деду с бабкой приезжал. Была деревня, а сейчас одни пустые дома стоят. Неправильно это. Хочу, чтоб дети мои там жили.

Тем временем, порулив по заснеженным дорогам наш автомобиль, добрался до Зачерной, остановившись у небольшого покосившегося домика. Это жилище нашего героя. Рядом словно в насмешку поставлена телефонная будка. В этом поистине «медвежьем» углу она смотрится как бриллиантовое кольцо на пальце у бомжихи.

-2

А Юрий Иванович уже приглашает в избу. Отшельник, видно сразу, человек начитанный. Богатая библиотека представлена в виде уложенных на полу и скопленных еще с советских времен и по сей день журналов. Да и сейчас Васеву приходят по подписке «Сельская новь», «Приусадебное хозяйство», книги издательств «Подвиг» и «Кентавр», детективы СМ. С удовольствием читает краевые газеты, на которые не забывает подписываться каждый год.

- Я же должен знать, что делается в крае – объясняет Юрий Иванович свой читательский интерес. Хочу пожелать журналистам – добавляет он, уделяйте больше внимания крестьянству. Я вот хочу сбрую для коня купить, а в газетах про это ни слова.

Закипает электрический чайник марки «Скарлетт». Вам чай покрепче или послабей? – спрашивает меня учтивый отшельник. Средний? Тогда сами заваривайте.

Кстати, чайник – это подарок тещи из Иркутска. Когда сломается, обещала прислать новый. А он все пашет, гад, и не ломается – с усмешкой произносит Юрий.

Тещу – добавляет он, надо любить на расстоянии. Чем больше расстояние, тем сильнее любовь к теще.

За окном большая картофельная плантация, которую Васев возделывает вместе с женой. Женщина – великая сила – заявляет он, оценивая трудовые достижения супруги.

В прошлом году Юрий с Надеждой продали восемь тонн картошки. Выручили шестьдесят тысяч, двадцать тысяч ушло в расходы на транспорт, аренду трактора и тп, сорок тысяч осталось на жизнь.

Неужели хватает? – спрашиваю я.

-Да бывают еще доходы – все говорить не буду. Но учтите, с законом я дружу – отвечает предусмотрительный отшельник.

Добавим, что в хозяйстве у Васева состоят несколько овец, одна гусыня, четыре лошади. Кстати, лошадок Юрий Иванович выводил погулять при мне. Почуяв волю, они так пустились с места в карьер, что едва не снесли телефонную будку.

Отшельник категорически против того чтобы его называли фермером. Не нравится мне это американское слово, патриотично заявляет Васев. Есть хорошее русское название человека, который работает на земле – крестьянин. Можно быть бедным фермером и богатым крестьянином. Я, может, не хочу быть фермером, я просто хочу жить.

-То есть, много денег вам не надо?

-Ну, почему…

-А что бы вы купили?

-Пулемет!

-А зачем?

-Пострелять охота.

К слову, для охоты у Васева есть ружье, с которым он ходит в основном на всякую мелкую живность. Тут как-то медведь чуть ли не к дому приходил – рассказывает он, так я вышел к нему и кричу: Уходи отсюда! У меня на тебя лицензии нету.

Время проходит быстро, и вот мы уже везем отшельника в Яйву, как и обещали в начале нашей встречи. По дороге проезжаем такие же, как Зачерное покинутые деревни. Тунегово, Ирково, Гашково, Савино, одни названия остались. Отшельник показывает на бывшие колхозные поля, заросшие лесом.

Видите, все заросло. Где работать мужику? Люди плетут березовые веники и сдают частникам, а их за это штрафуют. Видать, огромный ущерб от того государству – с досадной усмешкой произносит Васев.

Еще он вспомнил, как однажды увидел объявление в газете, что в администрации Александровска будет встреча с сельхозпроизводителями, где разъяснят порядок выдачи кредитов.

Картошку продаю, мясо продаю, выходит сельхозпроизводитель, - решил Васев и поехал на «лекцию» в Александровск. Трактор хотел купить – поясняет он. Выяснилось, однако, что для получения кредита в каких-то 50 тысяч рублей нужен еще и поручитель.

Развернулся наш отшельник и уехал обратно в Зачерное. Проще надо все делать с этими кредитами – говорит он. Повернуться лицом к людям. Я работаю, когда мне искать поручителя? И куда я сбегу? Я – мужик, сижу на земле. За что мне так, по морде?

Уже прощаясь с Васевым, я поинтересовался, о его перспективных планах. Буду работать, лаконично ответил он. И растить детей. Иначе нельзя. Кому же я деревню оставлю?