Найти в Дзене
Ритм Евразии

Корпоратив со свастикой? «Нормально» – по мнению 40% опрошенных

Проблему соотношения патриотизма и радикализма в умах и поступках молодежи на днях подняли в Бишкеке. Фонд «Евразийцы – новая волна», Клуб региональных экспертов «Пикир» (Киргизия) и Центр геополитических исследований «Берлек-Единство» (Уфа, Россия) инициировали дискуссию в интересах выработки предложений по созданию в рамках межгосударственного сотрудничества стран ЕАЭС и ОДКБ «механизма противодействия радикализации молодежи», определив в качестве движущей силы военно-патриотическое воспитание. В связи с этим организаторы предложили обсудить вопросы дискуссии, исходя из уроков укрепления единства и мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Тема воспитания патриотизма на самом деле актуальна – под напором радикализма уже пала Украина, в прибалтийских республиках поклоняются ветеранам СС. Кто на очереди?

Патриотизмом по радикализму

Сразу оговоримся, что заданная повестка дня международного форума несколько сузила рамки вынесенного на обсуждение вопроса в силу того, что перечень задач военно-патриотического воспитания, предполагающего формирование у молодежи готовности к выполнению гражданского долга и важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины, значительно уже тех, что предусмотрены героико-патриотическим воспитанием. Поэтому обсуждение в большей мере свелось к рассмотрению вопросов готовности к военной службе. Тем не менее озабоченность проникновением радикальной идеологии в молодежную среду прозвучала.

«Сегодня страны-участники ОДКБ сталкиваются с системными вызовами безопасности в сфере информационного, культурного и религиозного влияния, – заявил, открывая международный форум, заместитель директора филиала фонда «Евразийцы – новая волна» Денис Бердаков. – Патриотизм и сегодня является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Проблема заключается в том, что государство не всегда может предложить позитивный образ будущего для молодежи. А высокий уровень коррупции подрывает веру в институты государственной власти, что толкает молодежь в космополитизм, национализм, религиозное мировосприятие».

Накануне молодежный активист свидетельствовал, что несколько лет назад «считалось, что ввиду достаточно сохранившихся у нас в стране устоев крепкой семьи и традиционного воспитания молодые люди здесь гораздо меньше подвержены радикализму, чем их сверстники даже в сопредельных странах региона. Тогда казалась немыслимой сама возможность того, что радикально настроенные граждане республики младшего поколения будут воевать на стороне террористов в горячих точках планеты».

Заместитель директора Государственного агентства по делам молодежи, физической культуры и спорта при правительстве Киргизской Республики Мирлан Парханов своим выступлением подчеркнул, что в его ведомстве проблему знают и видят пути ее разрешения. «Для эффективного отражения угроз, которые возникают сегодня перед нашим обществом, – отметил он, – требуется усилить потенциал общественных структур, СМИ, образовательных учреждений, религиозных общин стран-участниц ЕАЭС. Воспитание таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, толерантность и взаимное уважение является своего рода иммунитетом против радикальных идей».

Идею того, что эффективным инструментом борьбы с радикализацией может стать патриотизм, разделяет и руководитель сектора изучения политических процессов и вызовов современности Геополитического центра «Берлек-Единство» Булат Мурзагалеев, но ему должно сопутствовать «умение анализировать» молодыми людьми.

«Какими же качествами должны обладать наши современники и те, кто еще только родится и сменит нас в будущем, чтобы не поддаваться пропагандистам-радикалам? – задался вопросом российский политолог. – Первое – это патриотизм, т.е. стремление защищать интересы родной страны и народа. Поэтому важно понять, что патриотизм должен формироваться на настоящем и будущем, на единой для пространства ОДКБ концепции, что позволит молодежи стран-участниц мыслить позитивно и схожим образом.

Второе, чему следует научить молодых кыргызстанцев, это умению анализировать информацию. В интернет-среде, а именно она сейчас служит для молодежи основным источником исходных данных, содержится много заведомо ложных сообщений, которые дестабилизируют ситуацию. Необходимо учить молодых людей трезво оценивать любой материал, с которым они имеют дело, проверять его достоверность».

Общий вывод, который можно сделать после состоявшейся дискуссии, сводится к тому, что воспитание молодежи в духе патриотизма является действенным фактором в противодействии радикализму, при этом оно не может обойтись без постоянной целенаправленной работы государственных и общественных организаций стран ЕАЭС в рамках общего культурно-гуманитарного сотрудничества. Добавим к прозвучавшим мнениям мысль о том, что молодежь нужно вооружать объективными знаниями. Именно этим направлением деятельности должны были бы заняться молодежные активисты в первую очередь.

Примечательно, что итоги форума информационный портал фонда «Евразийцы – новая волна» раскрыл под заголовком «Почему кыргызстанцы забывают своих героев?»

Как рушат традиции

Отвечая на поставленный вопрос, справедливости ради следует отметить, что в Киргизии очень бережно относятся к памяти героев Отечества, и в частности поколения, победившего фашизм. Каждый год в республике открываются памятники в честь земляков, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Акция «Бессмертный полк» собирает десятки тысяч киргизстанцев. Память об общей победе и совместном мирном созидательном труде является их традицией, духовной скрепой, связывающей страну узами братства с другими бывшими союзными республиками. Но радикалы не спят, их цель – разрушить духовное единство и действительно заставить народы забыть своих героев.

В оборот запущен ведущий тезис радикализма – непризнание устоявшихся традиций. Самый простой и эффективный путь в его реализации заключается в достижении расхождений во взглядах на какие-либо ценности, сформированные в различных политических, этнических и конфессиональных общественных группах.

Поэтому особенно «модным» для настоящего времени становится использование в целях укоренения радикальных настроений исторической темы. В основу этого действа заложен механизм разжигания конфликта поколений, который перемалывает мировоззренческую позицию молодежи, вселяя в юные души сомнения и дезориентацию. Удары наносятся по недавнему советскому прошлому, по Великой Победе.

В конце 2017 года в Киргизии разгорелся скандал – журналисты редакции новостей Общественной телерадиокорпорации республики, то есть главного телеканала страны, провели новогодний корпоратив, на котором один из участников – он же телеведущий – был облачен в форму эсэсовца. Судя по фотографиям, выложенным в социальной сети Facebook, фашистский мундир, обвешанный различными фашистскими символами, явно привлек внимание других участников корпоратива. Еще недавно, заметим, не принято было на увеселительных мероприятиях использовать атрибуты и образы, порочащие честь и достоинство народа, его историю, традиции. Выше об одной такой традиции было сказано.

Сам же герой скандальных фото, кстати внук участника Великой Отечественной войны, так объяснил сложившуюся ситуацию: «По сценарию (новогодней вечеринки. – Ред.) советский солдат в знак «мира и добра» расстреляет меня! В самом начале сценки я снимаю повязку со свастикой, выбрасываю на землю и топчу! Мораль театральной постановки такова: «Добро всегда побеждает зло! Мы за мир!»

Произошло ли сие действо, соцсети так и не узнали. Коллективных фотографий участников корпоратива со «знаком "мира и добра"» не появилось, но «нацист», он же – «зло», предстал перед объективом фотокамеры в здравии и полном «нацистском» одеянии, к тому же в окружении веселящейся молодежи.

На вопрос портала Kaktus.media «А как вы относитесь к костюму ведущего КТРК?», «нормально» ответили больше 40% принявших участие в опросе. В одном из комментариев к сообщению говорится: «Пройдет еще несколько десятилетий, и люди будут говорить вермахт – национальный герой. Все стирается, остается глупость и невежество, к сожалению».

Выставленный на общественное обозрение ряженый «нацист» как раз есть тот случай, когда можно проследить грань перехода радикализма в стадию экстремизма. Законом КР «О противодействии экстремистской деятельности» к понятию «экстремистская деятельность» относятся в том числе «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения».

Другой нашумевший случай произошел в январе текущего года, когда профессор престижного бишкекского вуза, кстати, являющийся ярым поклонником Туркестанского легиона, при обсуждении невинной темы архитектурного облика нынешнего Бишкека и прежнего Фрунзе предложил своим оппонентам «валить в рашку». Процитируем дословно: «Почему бы всем любителям совка не свалить в рашку, куда-нибудь в Сибирь, там много унылого говна, нищего и рабского». К слову, написал эти строки обладатель российских дипломов, подтвердивших две его ученые степени.

А вот заслуженный артист Киргизии Женишбек Жумакадыр запустил в соцсети акцию «Отвечаем на кыргызском языке». На своей странице в Facebook акын-импровизатор предложил всем гражданам, говорящим по-русски, отвечать только на государственном языке. И это притом, что – напомним – в Конституции КР за русским языком закреплен статус официального. Мало того, артист призвал отказаться от услуг магазинов, в которых обсуживают покупателей на русском языке. Менее чем за сутки, сообщил портал Vesti.kg, более 3 тысяч пользователей поделились этим постом.

Благо, что всеми случаями заинтересовались компетентные органы Киргизии. Они прекрасно понимают, что духовная деградация молодежи, основанная на потери связи с прошлым, лишает молодых людей желания заботиться о будущем страны, мотивации укреплять ее безопасность.

Но далеко не всегда механизм разжигания конфликта поколений очевиден для непосвященных, все чаще он включается исподволь. Историк Кемелбек Кожомкулов на страницах газеты «Слово Кыргызстана» в январе 2018 года опубликовал статью «Шаг вперед – два шага назад» о выходе в свет академического издания по истории Киргизии. В ней автор указал на ряд погрешностей, которые вызвали у него неприятие нового научного исторического труда.

«В книге, – пишет он, – замалчиваются роль народов СССР в строительстве промышленных гигантов, подготовке специалистов из числа лиц коренного населения, вклад идеологических институтов страны в укрепление дружбы и братства народов Кыргызстана. Зато необоснованно много места отводится движению джадидизма, чему посвящена целая глава, тогда как оно не столь характерно для Кыргызстана, как, например, другие вопросы по истории просвещения».

Или же другое немало важное замечание: «В разделе о национальностях, проживающих в Кыргызстане, отсутствуют данные о русских. Отчего бы это? А в разделе о международных связях отношениям Кыргызстана с Российской Федерацией посвящено меньше места, чем отношениям с Турцией». Так рушатся традиции и затуманивается память. Как бы не заблудиться в коридорах истории…

За преемственность опыта и традиций

Извечный вопрос «Что делать?» волнует общество испокон веков. Устремленные к созиданию черпают силы в своей истории, отвергающие её ведут общество к деградации.

В нынешнем году мир отметит 90-летие великого сына киргизского народа Чингиза Айтматова. В его творчестве молодой человек может найти для себя ответы на многие волнующие вопросы – достаточно перенести взор с компьютерного монитора на страницы книг. Найдут здесь полезное и историки, и телеведущие, и акыны-импровизаторы. Ведь как писал Айтматов, все в мирной жизни должно происходить «своим естественным ходом преемственности опыта и традиций».

Приведем один лишь рассказ писателя из его военного детства: «В тот вечер при большом стечении народа Мырзабай спел свои фронтовые песни, сочиненные им в госпитале… Он пел о себе, о своих однополчанах, но он пел о каждом из нас и в целом о всем народе… Сыны разных народов – русский, казах, узбек и киргиз – стали мы в армии роднее родных. Одна у нас мать – наша страна, белым молоком вскормила всех нас. Как же сердце наше утерпит, джигиты, если мать наша в беде! Не она ли наша опора, когда в гору крутую идти, не она ли наша надежда, когда с горы крутой спускаться. Поклянемся, как клялись батыры, если смерть, будем лежать на одном поле, если победа, будем стоять на одной горе».

Эти ратники Великой Отечественной независимо от национальности были соотечественниками, что на греческом означает – патриоты.

Разрушение традиций и переписывание истории как раз и есть одна из форм радикализма, ведущего в никуда.