Требования времени таковы, что о подготовке ребенка к школе родители вынуждены задумываться чуть ли не с пеленок (а иногда и с пеленок, если говорить о сторонниках раннего развития). В советское время первоклашка мог прийти в школу "нулевым", т.е. не уметь ни считать, ни писать, ни читать. Это считалось абсолютно нормальным. Во времена 90-х мы шли в школу, как правило, умея читать по слогам и немного умея считать - по порядку и обратно, некоторые умели складывать и вычитать в пределах 10. Список знаний об окружающем мире также был довольно скромный. Причем, если кто-то из нас не знал и перечисленного, то чем-то из ряда вон выходящим это не было. Мол, знает-хорошо, нет- и ладно, в школе научат. Что же должен знать современный первоклассник и какими знаниями должен вооружить ребенка родитель, отдавая свое чадо в школу?
Память. Ребенок должен:
- знать свое ФИО и адрес, день рождения;
- имена родителей и их профессии;
- название страны и столицы;
- уметь рассказать стихотворение;
- запоминать 10 увиденных картинок, продемонстрированных предварительно в течение 30 секунд;
-запомнить 5-7 из 10 четко названных слов.
Знание окружающего мира. Нужно знать:
- времена года, дни недели, время суток;
- различать диких и домашних животных и их детенышей;
- основные растения;
- различия между живой и неживой природой;
- перелетных и зимующих птиц;
- виды транспорта- наземный, воздушный, водный;
- ориентироваться в пространстве:различать право-лево, верх-низ, над-под и т.д.
Фонетические знания. Необходимо:
- находить слова с определенным звуком (на слух);
- разбивать слова на слоги;
- различать понятие звук и буква, соотносить звук с буквой;
- уметь выделять глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, гласные и согласные буквы.
Чтение. Требуется:
- знать буквы;
- читать по слогам (формально, а не формально - бегло) простые слова и предложения;
- понимать, что такое предложение и где оно заканчивается;
- подбирать слова на заданную букву;
- понимать смысл прочитанного.
Письменные навыки. Нужно уметь:
- обводить картинки по контуру;
- обводить печатные буквы по контору;
- правильно держать ручку в руке;
- копировать геометрическую фигуру по клеточкам;
- написать простое предложение печатными буквами по образцу;
Речь. Нужно уметь:
- задавать вопросы и отвечать на них;
- рассказать историю по картинке (наглядно и по памяти);
- сочинять сказки;
- отгадывать загадки;
- уметь закончить предложение;
Математические навыки:
- уметь считать до 100;
- складывать и вычитать в пределах 10;
- знать обратный счет от 20 до 0;
- знать состав числа;
- знать геометрические фигуры;
- уметь соотнести количество предметов с соответствующей цифрой;
- знать понятия "больше-меньше", "поровну", "большой-маленький", "высокий-низкий";
Аналитические способности:
- умение обобщать (группировать предметы по общему признаку) и находить лишнее в группе предметов, уметь объяснить, почему этот предмет лишний;
- уметь находить сходства и различия;
- продолжить элементарный числовой ряд, например, 2 4 6 8 ...
Мне одной кажется, что, идя в первый класс, ребенок должен знать программу начальной школы?