Найти в Дзене
РЕВИЗОРИЙ

Культурная значимость Черной пантеры: одежда, язык, символы, украшения, — все, что послужило вдохновлением

Оглавление

Сегодня в широкий прокат вышел фильм Черная пантера. Кто-то фильм ругает, кто-то хвалит, но с одной его особенностью согласны все в нем очень красочно, эмоционально и качественно отображены традиции самых разных народов Африки.

Статья будет интересна даже тем, кто не смотрел фильм, потому что настолько кропотливую работу вряд ли кто-то когда-то делал для голливудского фильма. Самые разные традиции из всех уголков Африки совместили, но не перемешали.

Разбираемся, что послужило вдохновением для нарядов и украшений, архитектуры города и интерьеров, и даже самих племен.

Афрофутуризм культурное движение, совмещающее в себе футуристичные и научно-фантастические тематики с элементами черной истории и культуры. Обычно представляется радикальное утопическое общество, процветающее и прогрессивное, состоящее из жителей Африки. Афрофутуризм появился в ранних 1950-х как реакция на несправедливость по отношению к афро-американцам. Он проявлялся и в литературе (в sci-fi книгах Октавии Батлер), в искусстве и музыке (Джордж Клинто и джазовый музыкант Сан Ра). Ранее движение афрофутуризма преобладало в США, но африканские художники начинают выделяться, предлагая свои уникальные интерпретации.

Народ

Пограничное племя Ваканды под предводительством В'Каби во многом берет от народа БаСото королевства Лесото. Лесото стала одной из первых африкаских стран, которые посетил режиссер Райан Куглер. Басото живут в южной Африке с 5го века. Это были племена скотоводов, которым много приходилось передвигаться на лошадях по горным территориям. Для защиты от холода они использовали накидки, к которым мы еще вернемся.

-2

Дора Милаж элитная группа женщин-телохранителей и, кстати, потенциальных жен короля Ваканды, частично основана на реальной армии женщин в Африке, которых зовут Дагомейскими амазонками (Dahomey Amazons). Когда-то этих женщин считали самыми опасными во всем свете. Это женское военное формирование в королевстве Дагомея народа фон просуществовало до конца XIX века. Свое название они получили от западных путешественников, которые сравнили их с полумифическими амазонками. Дагомейские амазонки являются единственным историческим докумантально подтвержденным примером существования женщин-воительниц.

-3
Дагоме́я (фр. Dahomey) — африканское государство, существовавшее на протяжении 280 лет на побережье Западной Африки. Располагалось на территории современных Бенина и Того.

В современном Бенине помнят об амазонках. На праздниках женщины наряжаются в одежду воинов и исполняют ритуальный танец, имитирующий сражение. Но это всего лишь карнавал, амазонки – в прошлом. В ноябре 1979 года в бенинской деревне Кинта в возрасте старше ста лет умерла женщина по имени Нави. Этнографы успели записать ее воспоминания о том, как она была воином, сражалась против французов, как пережила колониальные времена и дождалась свободы Дагомеи, тепершнего государства Бенин. Вероятно, Нави была последней чернокожей амазонкой.

Дерутся девушки копьями, их стиль был вдохновлен традициями воинов сурма из Эфиопии. В других битвах в фильме можно заметить элементы традиционного рестлинга серер из Сенегала и динка бор из Южного Судана.

-4

-5

М'Баку молится Хануману (вики), чтимому в индуизме обезьяноподобному божеству, одному из главных героев «Рамаяны», да к тому же он вегетарианец. Его образ отсылает к индусскому населению Маврикия. К тому же в Южной Африке проживает 1,27 миллионов индийцев.

Впрочем, возможно все и нет так. По канону его народ чтит Гекре (Ghekre) великую белую Гориллу. Именно она преобладает в мотивах их культуры. А индийский бог Хануман традиционно списывался с гульманов, которые принадлежат к семейству мартышковых. В каноне племя М'Баку тоже вегетарианцы.

-6

Территория и город

Ваканда скорее всего расположена в Восточно-Африканской рифтовой долине. Это крупное рифтовое образование рельефа, простирающееся от северной Эфиопии до центрального Мозамбика в Восточной Африке. Ученые определили, что она образовалась более 20 миллионов лет назад во время разлома земной коры.

-7

Вдохновлением для архитектуры Ваканды послужил Судано-Сахельский стиль (Sudano-Sahelian style), который использует народ Мандинка в Мали и Сонгай.

Сонгай — торговое государство, созданное в XV—XVI вв. народом сонгаи вдоль среднего течения реки Нигер на территории современных государств Мали, Нигер и Нигерия.
Сахе́ль (от aрабского ساحل, са́хель, в переводе означает «берег», «граница» или «побережье») — тропическая саванна в Африке, которая является своеобразным переходом между Сахарой на севере и более плодородными землями на юге, более известными как африканский регион Судан (не путать с государством Судан).
-8

-9

Обратили ли вы внимание на стены в Ваканде? Эти орнаменты были вдохновлены традициями Ндебеле и Мали.

-10

Cцена на воде дань уважения церемонии Куомбока, название которой дословно переводится как «выход из воды», в Замбии. Считается, что тот, кто сумеет живым выйти из воды, продолжит свое правление как Король. В современной Замбии эта церемония проходит каждый год в честь переезда вождя племени в летний дворец (в верхнем течении реки) в начале сезона дождей (февраль-март).

-11

Украшения, волосы, шрамы, боевая раскраска и маска

Вдохновением для многих причесок послужила коллекция фотографий нигерийского фотографа Дж. Д. Окхаи Ожейкере (J. D. ’Okhai Ojeikere).

J. D. ’Okhai Ojeikere
J. D. ’Okhai Ojeikere

J. D. ’Okhai Ojeikere
J. D. ’Okhai Ojeikere

Головной убор Зулу. Королева Рамонда носит необычную "корону", которая является отсылкой к головным уборам Зулу под названием "исичолос". Их традиционно носят замужние женщины во время церемониальных празднований. Страна: ЮАР.

-14

Ритуальные шрамы на теле Киллмонгера, роль которого исполнил Майкл Б. Джордан, и на лице героя Дэниела Калуя это традиционное шрамирование народов каро, мурси и сурма из Эфиопии.

-15

Татуировка на бритой голове героини Данай Гурира. Такие рисунки практикуются в Центральной Африке и регионе Сахары.

Этнические рисунки на теле встречаются во многих культурах Африки. Чаще всего рисунки наносятся на лицо и используются по различным поводам: от охоты до религиозных и традиционных обрадов, а также в военных целях, чтобы испугать противника.

-16

-17

Одна из представителей дружественных племен носила серьги, традиционные для народа Фульбе, или фула, фулани, проживающего на обширной территории в Западной Африке. Самая большая численность в Нигерии 19 млн человек.

-18

Шури, а также многие в Дора Милаж носят необычный высокий "воротник". Девушки и женщины Ндебеле, народа группи нгуни, проживающего в Южной Африке, традиционно носят на шее металлические кольца. Девочки начинают их носить с 12 лет, постепенно удлиняя шею, такие кольца являются частью традиционного одеяния, признаком богатства и статуса.

-19

Пластины для губ народов мурси и сурма. Такое традиционное и зачастую церемониальное украшение существует во многих культурах, но наиболее известно именно благодаря народам Эфиопии.

Губу, кстати, благодаря ее особым тканям, можно растягивать сколько угодно, и она при этом не теряет чувствительности.

-20

Маска Игбо. В одной из сцен Эрик Киллмонгер надевает маску. Такие маскы, известные под названием Мгбедике отличаются большим размером и гротескными мужскими чертами. Их используют в ритуалах Игбо специально для контраста с танцорам-женщинами, тем самым отмечая утонченность прекрасного пола. Эти маски традиционно красились мелом, чтобы подчеркнуть контраст черного и белого. Народы считают, что в этих масках воплощаются духи мертвых, составляющие огромное сообщество душ. Страна: Нигерия.

-21

Одежда

В самом костюме Черной пантеры можно увидеть традиционные мотивы африканских культур, но это лишь небольшая часть от объема проделанной работы по поиску и переплетению различных африканских мотивов.

Во многих костюмах можно заметить уникальные и немного футуристичные орнаменты и детали. Это было создано на основе стиля народа Масаи из Восточной Африки, проживающих в южной Кении и северной Танзании.

-22

И этот особые красный приземленный цвет тоже является традиционным для Африки, а точнее, для народа Химба в Намибии. Этот народ известен традицией накладывать красную пасту из охры, жира и пепла, называемую otjize, на кожу и волосы. Смесь придет коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь.

-23

Накидка Басото. В'Каби и его племя пограничников носят на шеях накидки Басото. Хотя первоначально эти шерстяные племенные плащи пришли из Лесото, дизайн накидок в фильме перекликается скорее со стилем Басото. Страна: Южная Африка и Лесото.

-24

-25

Герой Фореста Уиттакера, шаман Зури, духовный лидер Ваканды, носит нарядное свободное одеяние, которое называется агбада. Такую одежду носят и мужчины, и женщины в Западной и Северной Африке.

Цвет индиго является важнейшим элементом текстиля Западной Африки. Впервые его сюда завезли из Южной Азии, а теперь получают из местных растений.

-26

Шарфы Туарег. Некоторые жители Ваканды носят огромные шарфы, покрывающие их головы и лицо. Они очень похожи на те, что носят в народе Туарег, населяющим Северную и Западную Африку, а точнее страны: Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Алжир и Ливию.

-27

Шарф Т'Чаллы. Кенте, известный под названием нвентом на языке народа Акан, это такой тип шелковой и хлопковой ткани, сделанной их переплетенных тканевых полос. Родом эта ткань из этнической группы аканов, представляющей население современной Ганы и Кот-д'Ивуара.

-28

Для создание одежды других племен немало вдохновлялись стилем народа Туркана из Кении. Такие бусины зовутся оромо.

-29

Вдохновением послужил и народ Догон из Мали в Западной Африке.

-30

Особое влияние оказало и искусство Бенина (именно оттуда были легендарные амазонки, о которых говорилось в начале).

-31

Язык и символы

В Ваканде говорят на языке коса это один из официальных языков ЮАР, на нем говорит почти 8 млн. человек.

На одежде можно заметить символы королевства Ашанти в Гане. Одежда с такими символами носит название адинкра. Традиционно их носили исключительно члены королевской семьи и духовные лидеры народа ашанти на похороны и другие важные мероприятия. Сейчас же ее может носить любой. Ее часто надевают и женщины, и мужчины.

Полное описание символов можно найти тут. А краткий вариант можете увидеть ниже.

-32

-33

Символы в лаборатории тоже не выдуманные это нсибиди или нчиббиди, идеографическо-мнемоническая письменность, использующаяся в Нигерии.

-34

Также в фильме можно увидеть символы других древних африканских языков: пуник, иерогрифы и мадклот (mudcloth).

-35

Музыка

Во время ритуального боя за трон, одно из племен играло на барабанах Бурунди. На них традиционно играют во время королевских церемоний.

Республика Бурунди — небольшое государство в Восточной Африке, входит в число наименее развитых стран. Граничит с Руандой на севере, ДР Конго — на западе и Танзанией — на востоке и юго-востоке.
-36

Babes Wodumo ft Mampintsha - Wololo а вот эта песня звучала в фильме. Трек из Южной Африки.

Ритуал

Ритуал превращения в Черную Пантеру мог быть основан на церемониях религии Бвити. Эта традиционная африканская религия основанна на приёме священного растения ибога. Видения, вызываемые этим растением, являются центральным опытом для её последователей. Бвити распространена в Западной части Центральной Африки среди племён бабонго и митсого на территории Габона и народа фанг (Габон и часть Камеруна).

Практикуется и по сей день. А само растение представляет большой интерес для ученых, так как способно избавлять человека от опиатной и алкогольной зависимости без симптомов ломки всего за один-два приёма.

Кстати, в оригинальном комиксе это были именно листики растения, а не светящийся бутон в форме сердца.

-37

Актеры

Данай Гурира, предводительница Дора Милаж, из Зимбабве.

Флоренс Касумба, член отряда Дора Милаж, из Уганды.

Дэниел Калуя, исполнитель роли В'Каби, предводителя племени пограничников с теми самыми крутыми накидками, тоже из Уганды.

Лупита Нионго, сестра Т'Чаллы, родом из Кении. Специально для фильма актриса научилась говорить на языке хауса, крупнейшем по числу носителей языке чадской семьи, который используется как язык межэтнического общения в Западной Африке.

Джон Кани, Т'Чака, отец Т'Чаллы, родом из Южной Африки.

Атандва Кани, исполнитель роли молодого Т'Чаки и реальный сын Джона Кани, тоже из Южной Африки.

Форест Уиттакер, не нуждающийся в представлении, из Нигерии.

Уинстон Дьюк, М'Баку, предводитель племени африканских викингов, из Тринидад и Тобаго, которая вообще-то в Карибском заливе к северо-востоку от Венесуэлы, но все равно это интересно.

-38

За проделанную работу нужно благодарить художника Ханну Бичлер и дизайнера костюмов Рут Картер

Ханна Бичер
Ханна Бичер

Рут Картер
Рут Картер

Ставьте лайк, подписывайтесь на Ревизорий!

.

-41

За основу статьи была взята ветка в твиттере пользователя Waris @diasporicblues и статья из блога Sapelle.

Дорогие читатели, если у вас есть, что добавить, или вы хотите что-то исправить и указать на ошибку, пишите мне! Буду рада обсудить и прислушаться к совету.