Найти тему
ПОЛНАЯ МЕТАФИЗИКА

ЛЕТОПИСНАЯ "СВИНЬЯ" ("КАБАНЬЯ ГОЛОВА"). ЧТО ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ? (ч.2)

Начало тут

Вот так должен был выглядеть рыцарский клин по методичкам разработанных отечественными докторами и академиками исторических, не побоюсь этого слова, наук.

А по свидетельству современников рыцари на поле боя воевали так:

и еще раз так же
и еще раз так же

-3

Видим мы тут глубокую колонну? Клин? А видим что? Правильно: линию, конную лаву.  И что же теперь прикажете из-за каких -то неопровержимых свидетельств современников учебники переписывать? Нет, по человечески я наших дипломированных историков понимаю: тут же надо признать свою профессиональную некомпетентность. А ведь для этого не только ум нужен, но и порядочность. 

Чтобы понять почему рыцари атаковали именно так как показано на этой и десятках и сотнях подобных миниатюр надо углубиться в детали рыцарского вооружения. Главным его ударным оружием к XII веку стало длинное и тяжёлое копьё, предназначенное не для колющих, а таранных ударов. Если ранее оно имело в среднем диаметр 3,3 см и длину не более 4 м, то позднее появились копья диаметром 4,5 см и длиной до 5 м. При этом вес оружия достигал 15–18 кг. Данные обстоятельства привели к изменению способов боевого применения: «теперь рука не разит, а лишь направляет копьё в сторону противника, а сила удара зависит не от силы руки, а от массы и скорости всадника, а также его способности удержаться в седле после удара», пишет автор книги "Повседневная жизнь рыцарей в средние века" Ж. Флори. Тяжёлое и длинное копьё, предназначенное для таранных ударов, невозможно  было удержать одной рукой и его придерживали всем корпусом, зажав древко под мышкой. 

Тактика тарана, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади, умноженных на скорость движения, стала возможной благодаря изобретению стремени и усовершенствованию седла, которые позволяли всаднику наносить удар, не рискуя слететь с коня. Чтобы при отдаче от удара на полном скаку самому не быть выбитым, рыцарь держал копьё наперевес в горизонтальной плоскости, откидываясь на высокую заднюю луку седла, охватывающей стан всадника, при этом вытянутыми ногами упираясь в стремена. Для того чтобы достигнуть большей таранной силы удара и не выронить копьё из рук, всадник в момент атаки упирал вток копья в переднюю часть седла.

-5

По мнению Флори, такой метод боя стал «настоящей революцией», которая «окончательно отделила рыцарство от остального воинства, выделило из общей массы воинов тех, кто сражался на новый, особый, очень специфичный манер, кто составлял в совокупности своей воинскую элиту». «На протяжении всего Средневековья копьё оставалось исключительно рыцарским оружием: никто, кроме рыцарей, не был в состоянии им владеть, а с другой стороны, невозможно и представить себе рыцаря, который не дал бы себе труда обучиться владению им». Именно поэтому Флори полагает, что рыцарь - это не социальный, а профессиональный признак, и рыцарем следует называть любого всадника, который атакует таранным ударом копья.

Мечи же стали использоваться больше как вспомогательное оружие. Об этом свидетельствует описание рыцарских поединков в «Песне о Роланде»: из упомянутых в ней сорока четырёх схваток копьём одержана победа в тридцати одной, и в этом смысле «песнь о Роланде — это песнь о копье». 

Метод ведения рыцарем боя копьём многократно описан в средневековой литературе. «В тысячный раз повторялся один и тот же рассказ: вот рыцарь перемещает свой щит с левой руки на грудь перед собой, отпускает повод, дает коню шпоры, потрясает своим копьём, потом опускает его, зажимает его древко под своей рукой, «выбирает» своего противника и устремляется на него на всем скаку». 

На этом рисунке, за схваткой на переднем плане, автор изобразил приготовившуюся к атаке рыцарскую конницу. Она выстиралась в две шеренги вдоль всей линии фронта.
На этом рисунке, за схваткой на переднем плане, автор изобразил приготовившуюся к атаке рыцарскую конницу. Она выстиралась в две шеренги вдоль всей линии фронта.

Постоянство этих описаний в эпосе XII века и некоторый иконографический материал конца XI века наводят на мысль о том, что этот метод атаки быстро распространился на Западе в конце XI - первой четверти XII века.

Таким образом, к середине XIII столетия атака, в которой противника поражали на полном скаку горизонтально опущенными копьями, была основным методом боя рыцарской кавалерии. 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИ Ч.3.