Найти в Дзене
A caelo usque ad centrum

Атей

Атей (ок. 451 - 340 до н.э.) - #скифский царь, имевший разнообразные связи с царем Филиппом (отцом Александра Македонского). Контролировал Придунайскую (Малую) Скифию. По значимости близок знаменитому приазовскому царю Левкону I. Изучается вероятность влияния царства А. в Крыму, на города Никоний и Тира в низовьях Тираса (Днестра), на другие города и регионы вплоть до центра Европы, что имеет некоторые археологические подтверждения. Македонский царь Филипп был почти на полвека моложе скифского царя, с которым вместе осуществлял натиск на Византий.

А около 340 г. испытывал и упорное сопротивление города и области Истрия у низовий Дуная. Через жителей соседнего милетского города Аполлония (Сизеболи) "попросил помощи у Филиппа, обещая за это усыновить его и сделать наследником Скифского царства". Царь #Истрии неожиданно умер. А. отпустил пришедших македонян и приказал передать Филиппу, "что он не просил у него помощи и не предлагал усыновления (этим путем, "усыновления", позже нередко наследовалось императорство в Риме: П.3.), ибо скифы не нуждаются в защите #македонян, которых они превосходят храбростью, и ему не нужен наследник при жизни сына". Услышав это, Филипп направил к Атею послов с требованием (компенсации) части издержек на осаду (Византия: в интересах скифов: П.3.), чтобы он не был принужден оставить войну за неимением денег" (А., по словам Филиппа, не оплатил услуги македонского войска и не дал им содержания). "Атей, выставляя на вид суровость климата и скудность земли, которая не только не обогащает скифов наследственными имениями, но едва дает нужное для пропитания, ответил, что у него нет таких сокровищ, которыми можно было бы удовлетворить столь богатого царя; что, по его мнению, постыднее отделаться малым, чем отказать во всем, и что скифы ценятся не по богатствам, а по душевной доблести и телесной выносливости". Раздраженный ответом, Филипп, "сняв осаду Византия, занялся войной со скифами и, чтобы внушить им беспечность, отправил послов объявить Атею, что он во время осады Византия обещал статую Гераклу и теперь идет поставить ее у устья Истра; поэтому он требовал свободного пропуска для исполнения священного обета богу и говорил, что идет к скифам, как друг". Геракл (ныне Георгий Победоносец), по эпосу, признавался отцом Агафирса, Гелона и Скифа, поэтому сама идея Филиппа возражений не вызывала. А. предложил послать скифам статую без войска - царь обещал сам поставить ее и заботиться о нерушимости. Но "с войском вступить в свои владения он не позволит; если же Филипп поставит статую против желания скифов, то по его удалении он ее ниспровергнет и медь ее употребит на наконечники стрел". Обратный вариант (из стрел - чаша) известен в сказании об Арианте (см.). В 339 г. "обе стороны пришли в раздражение, завязалась битва, в которой скифы, несмотря на превосходство их душевной доблести и численности, были побеждены хитростью Филиппа; взято было (победителями-македонцами) по 20 тысяч детей и женщин, множество скота, но золота и серебра совсем не оказалось, чем впервые была засвидетельствована бедность скифов; 20 тысяч кровных кобылиц было отослано в Македонию для разведения породы".

Вероятно, улучшали породу македонцев и взятые в плен женщины и юноши, которые повзрослев служили Александру уже как македонцы. Помпей Трог, Юстин и другие античные историки, рассказывая об этом, вероятно, использовали скифо-македонские архивы, ибо есть сведения о письменности скифов, включая и данные о письмах Атея. В одном из писем Атей угрожал жителям Византия напоить скифских коней у стен города. В другом предупреждал Филиппа: "Ты властвуешь над македонянами, обученными воевать с людьми , а я - над скифами, которые могут бороться и с голодом и с жаждой...".Доверять всем словам Атея, как и жившему за два века до него царю скифов Антиру, все же не следует. Скифские курганы и поселения (например, Неаполь Скифский) явили археологам немало драгоценностей, включая золотые вещи и монеты. Да и попытки атаковать Византий и утверждаться у низовий #Дуная имели вполне экономические цели - мимо этих пунктов шли основные потоки товаров из Скифии и в Скифию, сотни судов плыли на юг с зерном, кожами, рыбой (засоленной в бочках). Контроль торговых путей давал немало выгод. За такой контроль боролись русские князья и в IХ - ХI вв. уже нашей эры.
Вероятно, улучшали породу македонцев и взятые в плен женщины и юноши, которые повзрослев служили Александру уже как македонцы. Помпей Трог, Юстин и другие античные историки, рассказывая об этом, вероятно, использовали скифо-македонские архивы, ибо есть сведения о письменности скифов, включая и данные о письмах Атея. В одном из писем Атей угрожал жителям Византия напоить скифских коней у стен города. В другом предупреждал Филиппа: "Ты властвуешь над македонянами, обученными воевать с людьми , а я - над скифами, которые могут бороться и с голодом и с жаждой...".Доверять всем словам Атея, как и жившему за два века до него царю скифов Антиру, все же не следует. Скифские курганы и поселения (например, Неаполь Скифский) явили археологам немало драгоценностей, включая золотые вещи и монеты. Да и попытки атаковать Византий и утверждаться у низовий #Дуная имели вполне экономические цели - мимо этих пунктов шли основные потоки товаров из Скифии и в Скифию, сотни судов плыли на юг с зерном, кожами, рыбой (засоленной в бочках). Контроль торговых путей давал немало выгод. За такой контроль боролись русские князья и в IХ - ХI вв. уже нашей эры.

-2

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

С НАМИ веселее!

Мы умеем развенчивать мифы!