Выписал заметки из книги Роберта Брингхерста «Основы стиля в типографике».
Сравнение типографики с музыкой:
Типографика для литературы — то же, что музыкальное исполнение для партитуры: это важнейший акт интерпретации, полный бесконечных возможностей блеснуть проницательностью или, напротив, оскандалиться.
Инстинкт в работе типографа:
В таких вопросах инстинкт — на самом деле замаскированная память. Если он натренирован, он работает хорошо, и наоборот.
Математика:
Математика существует не для того, чтобы навязывать кому-либо тяжёлую работу. Наоборот, она существует только для удовольствия. Для удовольствия тех, кто любит анализировать то, что он делает и то, что он может сделать, или то, что уже сделал в надежде сделать это ещё лучше.
Цвет набора:
Другая древняя метафора: плотность текстуры рукописной или печатной страницы принято называть цветом. [...] Соблюдая требования удобочитаемости и логического порядка, типограф должен стремиться к равномерности цвета. Формат набора: Обычно считается, что при одноколонном наборе мелким кеглем текстовой антиквой в строке должно быть от 45 до 75 знаков. Строка из 66 знаков (считая и буквы, и пробелы), как правило, считается идеальной. Для многоколонного набора оптимальное значение — 40-50 знаков.
Разрядка в рядах цифр:
Увеличение межбуквенных пробелов необходимо для быстрого чтения длинных рядов знаков, не имеющих очевидного смысла, таких как серийные номера, и полезны даже для более коротких рядов, таких как телефонные номера и даты. В коротких рядах — по две-три цифры — разрядка не нужна. На этом принципе основан традиционный европейский обычай набора телефонных номеров в форме 00 00 00 вместо 000-0000.
Капитель:
Настоящая капитель— это не просто уменьшенный вариант прописных букв. Капительные буквы отличаются от прописных толщиной штрихов, апрошами и внутренними пропорциями.
Отличие кавычек в курсиве и антикве:
Курсивы имеют более рукописную, чем прямые шрифты, и можно сказать, что курсив близок в связному или непрерывному письму. Засечки в курсиве, как правило, транзитивные, с них начинаются и ими заканчиваются штрихи. Они обозначают движение пера от предыдущей буквы и переход на следующую. Засечки прямого шрифта, напротив, в целом рефлексивны. Они показывают, что перо дублирует один и тот же штрих, подчёркивая его окончание.
Особенности металлических шрифтов:
Высокая печать вдавливает отпечаток буквы внутрь поверхности бумаги, в то время как офсетная печать выкладывает его на поверхность. При этих двух способах печати в шрифте возникает множество тонких различий. Высокая печать придаёт отпечатанной букве некоторый дополнительный объём и чёткость, особенно в тонких штрихах, и делает концы тонких засечек более заметными. Металлические шрифты проектируются с учётом этих особенностей высокой печати.
Пропорции страницы:
У каждой страницы есть пара, с которой она чередуется. Если лист с пропорциями 5:8 сложить вдвое, получится лист с пропорциями 4:5. Если этот лист сложить ещё раз, получится другой лист с пропорциями 5:8. Подобным образом пропорция 1:2 чередуется с пропорцией 1:1. Пропорция 1:√2... — единственная пропорция, которая чередуется сама с собой.
Прямоугольник этих пропорций (и никакой другой) можно бесконечно делить пополам или удваивать, в результате чего получаются прямоугольники тех же пропорций. Поэтому эта пропорция была выбрана в качестве основы форматов бумаги ISO.
Но именно потому, что его обратной величиной является он сам, формат ISO представляет собой самый немузыкальный из всех распространённых форматов бумаги. Для контраста он нуждается в полосе набора другой формы.
И любимое — математический смысл золотого сечения:
Золотое сечение — это симметричное отношение, построенное из асимметричных частей. Два числа, две формы или два элемента воплощают золотое сечение, когда меньшее относится к большему, как большее к сумме. То есть a∶b = b∶(a+b). Или на языке алгебры: 1∶φ = 1+(1+√5)/2, а на языке тригонометрии 1∶(2sin54°). Его приблизительное значение в виде десятичной дроби равно 1:1,61803.
И любимое — математический смысл золотого сечения:
Золотое сечение — это симметричное отношение, построенное из асимметричных частей. Два числа, две формы или два элемента воплощают золотое сечение, когда меньшее относится к большему, как большее к сумме. То есть a∶b = b∶(a+b). Или на языке алгебры: 1∶φ = 1+(1+√5)/2, а на языке тригонометрии 1∶(2sin54°). Его приблизительное значение в виде десятичной дроби равно 1:1,61803.