«Дворец величием природу победил,
Но долго видеть блеск глазам не хватит сил.
И бронза, и хрусталь. и мрамор безупречны,
Но наслаждения всем этим быстротечны,
А пруд иль озеро иль тихий водоем
На них мы весь наш век глядеть не устаем
Природы никогда не будет слишком много
Всегда прекрасная – она творенье бога»
Делиль. Поэма «Сады»
Одна из самых величественных картин Алупкинского парка – Большой хаос. Древние греки считали, что из Хаоса все начиналось и, пройдя круговорот природы, все им заканчивалось.
Сады и парки с давних времен считались воплощением мечты человека о рае на земле. Менялись эпохи, менялись вкусы – изменялись и стили садов. ХVIII-ХIХ века – расцвет садово-паркового искусства. В ХVIII веке господствовали классические регулярные сады – длинные прямые аллеи, фигурная стрижка растительности, геометрические газоны.
Но со временем такие парки стали выглядеть монотонными, скучными и слишком правильными. Их грандиозность подавляла, они были чересчур парадными и не оставляли возможности для отдыха и уединения.
Поэтому в начале ХIХ века на смену им приходят романтические парки пейзажного ландшафтного стиля, где все делалось в подражание естественной природе, они мало чем отличались от окружающей местности. Лучшие представители естественного стиля признавали авторитетом только саму природу, но не дикую, распущенную (ведь парк все-таки предназначался для людей, а не для дикого зверя), а облагороженную до идеальной красоты.
Выбирая место для устройства своей летней резиденции, граф Воронцов учитывал условия и для создания парка, потому что он в то время был главным элементом усадьбы. Из всех окрестных южнобережных деревень он остановился на Алупке.
Парки были достаточно дорогим удовольствием и доступным только очень богатым людям. Поэтому очень тщательно подходили к выбору садовника, который будет создавать парк. Он должен быть опытным, умелым, с рекомендациями, и обязательно обладать художественным вкусом. Стать дельным, полезным, даже ученым садовником может каждый, но строить изящный сад без таланта – немыслимо.
Граф Воронцов выбрал немецкого садовника Карла Кебаха. Он приехал в Алупку в 1824 году и приступил к созданию парка ранее, чем началось строительство дворца, потому что в то время уже дом был в парке, а не парк при доме. Но и парк, и жилье обязательно согласовывалось с окружающей местностью.
Романтический парк – это обязательно парк настроения. Красота природы была бы не полной без эмоций, пробуждаемых в человеке. Романтические парки призывали к размышлениям.
Природа из замкнутой, огороженной стенами и изгородями, стала выражением чувств человека. Пейзажные парки связаны с философией. Искусство романтизма охотно пользовалось темой хаоса, заимствованной из античной философии.
Картины хаосов были очень популярны в парках, но во многих местах их делали искусственно. Алупке ее хаосы подарила природа 150 миллионов лет назад.
Раскаленная магма из недр земли поднялась к поверхности и застывала в течение многих веков, а вследствие землетрясений и оползней распадалась на обломки. И здесь получился застывший каменный водопад, низвергающийся с высоты.
Но даже это олицетворение грозных сил стихии, человек постарался преобразовать. Из нагромождений извлекали мелкие обломки, оставляли только крупные блоки, чтобы подчеркнуть грандиозность этой картины.
Вершину своеобразно нарастили, посадив там рощу итальянских и алеппских сосен. Между камней проложена дорожка, ведущая на вершину хаоса, где устроены видовые площадки. С них открывается величественная панорама гор, моря и дворцово-паркового ансамбля в целом.
Побывав в Алупкинском парке, обязательно стоит полюбоваться силой природы, создавшей столь величественную картину – Большой хаос.
Текст: Ольга Федотова Фото: Леонид Польщиков, (с) Алупка Онлайн
Читайте также:
«7 чудес Алупки»: Храм Архангела Михаила
«7 чудес Алупки»: Скала Айвазовского
«7 чудес Алупки»: Араукария чилийская
Больше интересного про Алупку на сайте: Алупка Онлайн