Можно научиться играть на варгане без эзотерики? На это у меня существует четкий и однозначный ответ: без эзотерики вообще невозможно достичь мастерства.
Здесь нужно сразу расставить смысловые акценты. Под эзотерикой я понимаю не увлечение магией, сопровождающееся насыщенными образами мистических существ, а способность воспринимать внутренние явления и процессы.
Что имеется в виду? Когда слушатели приходят на концерт, то у них главная цель получить эстетическое чувство. Некое внутреннее переживание. И мало кому придет в голову назвать музыканта и его слушателя эзотериками.
В тоже время, многие любители музыки, наталкиваясь на описание внутренних процессов, сразу мешают их в своем уме с магией и колдовством. Я понимаю таких людей. В мире желтых новостей и сенсационных открытий вырабатывается иммунитет к вещам, которые невозможно потрогать.
Но мы соприкасаемся с этими вещами безостановочно! Радуемся и грустим, любим и ненавидим, наслаждаемся и любопытствуем. Список огромен. Все эти внутренние движения уже настолько привычны, что мы не обращаем на них внимания как на природное чудо.
Перечисленное мной лишь один из уровней. А ведь есть еще желания, интуиция, задатки, способности – все то, что обуславливает поведение человека. Наш организм - это котел, в котором происходит самая настоящая алхимия. Это грандиозная система, в которой протекают тысячи энергетических процессов.
Да-да, наше тело есть энергия, информация и процесс, пора бы уже запомнить, наконец. Кости и плоть, лишь один из уровней нашего устройства.
И вся эта «машина» работает строго определенным образом. Я когда читаю Бехтерева или Сеченова, когда пытаюсь осмыслить достижения когнитивной науки, то просто поражаюсь: сколько там эзотерики!
Когда человек соприкасается с музыкой написанной кем-то искренне, согласно направлению внутренних движений, то его, на некоторое время, выбрасывает из мира мяса и костей. Он переживает реальность за пределами своей описательной модели. Вне связки усредненных понятий.
Если кто-то делает вещи исходя из внутренних движений, потому что не может их не делать, тогда создается шедевр. Совершенно не важно в какой из сфер деятельности. Будь то предмет интерьера или литературное произведение.
Если варганист знает об основных способах и правилах извлечения звука, если он научился воспринимать свои внутренние процессы, и может их трансформировать в звук, тогда он на пути к мастерству.
А когда он обращает внимание только на внешнюю сторону и пытается играть музыку по готовому шаблону, то происходит энергетическое опустошение. Система, под названием организм, покорно слушается, и перестает вырабатывать жизненную силу.
Так мы получаем социум с низким уровнем потенции. В которой либо доминируют наиболее агрессивные особи, мало считаясь с интересами слабых. Либо другая крайность – фрустрация. Уход в мир фантазий и когнитивных искажений. В ту самую «шизотерику».
Только подробная и точная разметка карты внутренних процессов способна привести нас к мастерству. «Познай себя, и ты познаешь весь мир», - сказал Сократ. Здесь я ничего нового не открыл.
Я лишь хочу обратить внимание на факт, что варган один из самых лучших инструментов такого познания, известных человечеству. По сумме своих характеристик и возможностей. Он точен и неприхотлив.
А вот воспользуется ли этой возможностью его хозяин….? Вопрос остается открытым…
Булыгин Максим.
Учитель игры на варгане.