Понятие феминизма в то время связывалось скорее с модным направлением – нигилизмом.
В России конце XIX века в противовес «кисейной барышне» появляется новый тип современной женщины – нигилистка. Нигилистками (или курсистками) называли образованных и прогрессивных женщин, которые отстаивали идеи свободы и равенства.
Это женское движение появилось прежде всего из-за вопроса о возможности получения женщинами высшего образования наравне с мужчинами. в 1860—1870-х годах открываются высшие женские учебные заведения и изменяются уже существующие средние учебные заведения для женщин - институты и пансионы. К. Ушинский проводит либеральную реформу в Смольном институте. «Вы должны, вы обязаны, — говорил он, — зажечь в своем сердце не мечты о светской суете, на что так падки пустые, жалкие создания, а чистый пламень, неутолимую жажду к приобретению знаний и развить в себе прежде всего любовь к труду, — без этого жизнь ваша не будет ни достойной уважения, ни счастливой. Труд возвысит ваш ум, облагородит ваше сердце и наглядно покажет вам всю призрачность ваших мечтаний…».
В противовес стереотипному образу традиционной женщины-домохозяйки появляется портрет новой женщины – современной и прогрессивной. Это отражается и во внешнем облике таких женщин. Типичный портрет нигилистки: короткая стрижка, простенькое темное шерстяное платье до щиколоток, белый воротничок, очки, мужская шапка, вместо пальто – клетчатый плед.
Нигилистки отказывались от роскоши и подражали мужчинам, курили, не соблюдали правила этикета и называли друг друга "товарищами". Современники недолюбливали нигилисток и часто отзывались о них негативно. Обер-полицмейстер Ф.Ф. Трепов в зиписке к Александру II: «Главная же вредная сторона, которую представляют собой публичные женские курсы, заключается в развитии корпоративного духа между молодыми девушками. Почти все они одеты в черные платья, у всех почти коротко выстриженные волосы, очки, словом, наружностью своею большая часть посетительниц курсов говорит о принадлежности своей к Петербургскому обществу нигилисток...» Новая женщина XIX века получила прозвище «синий чулок». Типичный пример подобной женщины – Евдокия Кукшина из романа «Отцы и дети» Тургенева. Курящая, в неряшливом платье, с дурными манерами и поверхностно увлекающаяся химией.
А.П. Чехов в рассказе «Розовый чулок» писал: «Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок... Черт знает что! Не женщина и не мужчина, а так середка на половине, ни то, ни се».
Новая женщина, самодостаточная и свободная, жаждущая образования и не стремящаяся отдавать себя всецело семье удивила и напугала патриархальное общество. Активировалось феминистское движение.
Реакция отца Софьи Ковалевской на чересчур открытые и бесцеремонные отношения ее сестры Анны с Достоевским: «— От девушки, которая способна тайком от отца и матери вступить в переписку с незнакомым мужчиной и получать у него деньги, можно всего ожидать! Теперь ты продаешь твои повести, а придет, пожалуй, время — и себя будешь продавать!».
Кстати, саму Софью Ковалевскую смело можно считать одной из самых известных феминисток России. Она стала первой женщиной в мире, получившей должность профессора и первой женщиной–учёным в России, уставшей членом-корреспондентом Петербургской АН. Софья упорно боролась за свое право на образование и за выбор научной карьеры. А еще она легко осваивала языки и помимо того, что была выдающимся математиком, обладала еще и литературным талантом - писала рассказы и повести.
А еще мы сделали небольшой веселый тест ВКонтакте, который позволит вам узнать, какой женщиной вы были бы в XIX веке – кисейной барышней или нигилисткой :)