Есть ощущение, что существует как бы два лагеря. Два отношения к варгану. Музыкальный и мистический.
Интересно, почему так?
В современном мире музыка носит достаточно утилитарный характер. Ее функция развлекать. А с учетом того факта, что сейчас это еще и бизнес, она незаметно становится в один ряд с другими продуктами хозяйств.
Но в отношении варгана ситуация иная. Вроде музыкальный инструмент, но какой-то слишком уж мистический. Да еще, говорят, измененные состояния сознания вызывает…
Общаясь с самыми разными музыкантами, я каждый раз задавал им вопрос: ребята, а что такое музыка? Кто-то глубокомысленно закатывал глаза, и пускался в пространные рассуждения. Некоторые уклонялись от прямого ответа. Единицы признавались, что сами хотели бы узнать.
И удивительная вещь получается, вроде бы делаю что-то, только сам не знаю что. Знаю тысячу способов как, но не представляю для чего. Очень похоже на нынешний уклад цивилизации, правда?
Кто-то до нас придумал, что это есть, и так положено, а нам остается только пользоваться. Вопросы задавать некогда, надо делом заниматься. Вот и ходят музыканты на свою музыкальную работу, а шаманы продолжают шаманить.
И так во всем. Люди придумывают категории, вешают ярлыки, и больше не вспоминают о сути предмета.
Но если в эту суть копнуть глубже, то что мы увидим? А увидим мы естественный и безопасный способ трансцедентировать собственное сознание. Выйти за рамки субъектно-объектного опыта. Музыка – это психоделик. В этом ее функциональное назначение.
Австралийские аборигены Йолунгу, внутри каждого клана имеют собственные уникальные ритмические паттерны. Они исполняют их на диджериду с незапамятных времен. Так удерживается связь поколений на уровне уникальных вибраций рода.
Если послушать исполнение на этнических барабанах, то у каждого этноса имеются свои ритмические особенности. В Африке барабаны звучат иначе чем в Индии. Другие люди, другой климат, другие вибрации.
Но это коренные народы, которые сохранили традицию. А в нашем мире мейнстрима и поп-музыки такой функционал музыки утерян. Можно сколько угодно слушать эстраду, но она передает лишь поверхностные уровни.
Это еще полбеды. А ведь еще таким явлением как музыка занимаются специальные люди. Якобы профессионалы. Как вы думаете, много ли из таких профессионалов способно своим творчеством дать вам ощутить себя энергетическим потоком? Я думаю, вряд ли.
Вот и получается, что вместо погружения в суть, мы все больше скользим по поверхности. Мы начали разделять музыку и практику.
Варган хорош тем, что с его помощью эти понятия начинают соединяться. Они всего лишь грани одного процесса. Варган бьет точно в цель – в самое нутро человека. Если человек заходит с позиции музыки, то он рано или поздно начинает замечать такие глубины, о которых и подумать не мог.
Заходящий с позиции шаманизма, обретя достаточный опыт, начинает творить. Его камлание становится индивидуальным творческим актом.
Разница между музыкой и практикой исключительно умозрительна. На деле ее никогда не существовало. И варган один из немногих инструментов, который позволяет это надуманное разделение перешагнуть.
Каждый сам себе шаман, и каждый сам себе музыкант.
Играйте на варгане, друзья!
Булыгин Максим.
Учитель игры на варгане.