Говорит шейх Саид ибн Мухаммад аль-Камали:
"Да, ты считаешь, что это мнение более весомое! Приводишь на него доводы, стараешься, ведешь на несогласного с тобой конницу и пехоту. Затем происходит что? - Вот разница между тем, чтобы услышать что-то и увидеть своими глазами. - Подойдет к тебе сейчас человек и заставит изменить свое мнение в таком-то вопросе. И я однозначно говорю: ты изменишь свое мнение, поскольку он заставит тебя это сделать не силой мышц, а силой ума. Приведет тебе доводы, затем возьмет твои доводы, которые ты считал доводами, и разобьет их спокойно, один за другим, и ты вдруг увидишь, что ты сидишь в воздухе (под тобой нет никакой основы). Упадешь и сменишь мнение. Тот человек уйдет, и придет другой с другим мнением. И так же приведет тебе доводы. Опираясь на правила. И ты снова сменишь мнение. Ты сидишь и только прыгаешь с места на место. У тебя голова закружится от множества смен тобой ("более сильных") мнений. Но ты, сменяя мнение, считаешь, что вот это уже точно истина.
Я иногда так поступаю со студентами. Когда мы подходим к вопросу в котором разногласие, я широко освещаю доводы и их объяснение. Говорю: "Каково ваше мнение по этому вопросу?" Говорят: "Не может быть сомнений, что правильно - вот это". Говорю: "Хорошо, слушайте". Опровергаю эти доводы, и привожу доводы сторонников другого мнения. Говорят: "А нет, правильное - это". Зачем я так делаю? Чтобы люди знали, что иджтихад - это вид мыслительного процесса, объектом которого являются шариатские тексты.
Был я как-то в одной местности, где проживают маликиты. Моим спутником в той поездке был заместитель министра исламских дел, достойный человек, он уже умер, да помилует его Аллах. Он был в числе тех, кто посещал наши уроки по "аль-Муватта" и защищал докторскую степень у нас в Марокко. Он сказал: "Шейх, город, в который мы сейчас приедем - у меня там была лекция о маликитском мазхабе - жители этого города бедуины, в них есть грубость, характерная для жителей пустыни. Если увидишь что-то подобное с их стороны, то не считай это неуважением, они сами по себе такие". И Аллах предопределил так, что я увидел проявление этого от одного из них. Когда я вел лекцию, встал один из присутствующих и говорит: "Шейх! Мы следуем далилям!" То есть не говорит: "Шейх, твой мазхаб маликитский, а мой мазхаб - такой", - а говорит: "Мы следуем далилям!" Я сказал ему: "Хорошо, эти далили, между тобой и ними есть что-то особенное, чего нет у остальных мусульман? Я задам тебе вопрос, разъясни мне, как ты в нем следуешь далилю". Я рассказал ему хадис, который передал Малик в "аль-Муватта" и передал от Малика автор "Сахиха". Из этого хадиса был извлечен вопрос фикха. По этому вопросу имамы разошлись на четыре мнения. У маликитов свое мнение, у шафиитов свое, у ханафитов свое, у ханбалитов свое. И все они приводят в довод один и тот же хадис. Однако они подошли к нему с разными мыслительными операциями, разным анализом. И не говори мне: "Мы обязаны понимать хадис в соответствии с пониманием саляфов". - Все они - саляфы. Все они - саляфы. Однако, этот саляф понял так, этот - так, этот - так, а этот - так. Вот тебе далиль. Следуй далилю. Я буду удовлетворен (любым ответом). Следуй доводу. Как ты поступишь? - Он замолчал.
Все люди следуют далилям! Все люди следуют далилям. Но среди них есть те, кто следует далилю, и он явен, и есть те, которые следуют далилю, то есть результату, полученному из далиля, правовому положению, извлеченному из довода, без выявления самого довода. А паника: "Я следую доводу! Я следую доводу!" - Выпучивая глаза... - Нет, "следуй" спокойно, без нападений на меня. "Следуй далилю" и оставь меня в покое" (шейх засмеялся).
Сл. "Мадхаль иля аль-фикх аль-малики", 4; 1436 г.х.
____________________
Источник и видео с русскими субтитрами: https://muntaqa.info/lozungi
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh