Холодная война имела множество обличий. Но главной войной, естественно, была война угроз. На каждую передовую оборонную разработку оппоненты в кратчайшие сроки пытались найти противодействие, которое бы «догнало и перегнало». Недавно мы писали о германо-американском проекте, который не был реализован. А спустя почти десять лет с аббревиатурой MBT (Основной боевой танк) выступили пионеры танкостроения – конструкторы Великобритании.
"Красная угроза"
В 70-х годах прошлого века страны НАТО были обоснованно озабочены неравенством, которое наблюдалось между западным блоком и странами Варшавского договора. В СССР беспрецедентным было не только количество, но и качество танков, которые делали локальные революции в индустрии.
После того, как США и Западная Германия отошли от проекта MBT-70, который оказался чрезмерно дорогим, немцы решили объединить усилия по проекту с Объединенным Королевством. Планировалось заменить немецкий парк Leopard 1 и британских Chieftain на принципиально новую машину. Но не задалось, и немцы снова остались одни, а Великобритания обратилась за новой машиной к США, которые готовились к серийной реализации проекта XM1 (Который стал M1 Abrams). Британская сторона планировала закупать корпуса и башни, которые оснащались бы компонентами собственного производства. Но и в этом плане прийти к соглашению не удалось, что подтолкнуло англичан к созданию своей машины.
Танк Её Величества
Проект MBT-80 был учрежден осенью 1978 года. За основу взяли наработки десятилетней давности, когда бюро MVEE подготовило прототип боевой машины с необитаемой башней. Через время к танку добавили броню «Чобхэм». Второй прототип основывался на серийном танке Chieftain, и получил индекс FV4211.
Главной задачей MBT-80 было противостояние существующим и перспективным советским танкам. В его основе было нарезное орудие калибра 120 миллиметров, многослойное бронирование и высокая подвижность. Для новинки подготовили новейшую трансмиссию TH-38 и стабилизированный панорамный прицел командира. Современная система управления огнем основывалась на новейших микропроцессорах Ferranti F-100-L. Кроме того, перспективная машина первой получила климатическую систему внутреннего пространства с отопителем и кондиционером.
Основным орудием для проекта выбрали британскую пушку EXP-28M1, которая была похожа на таковую в танке Chieftain, а позже – и Challenger 1, в ее основе лежало нарезное орудие L11. Это первое танковое орудие, ствол которого подвергался электрошлаковой обработке, что положительно влияло на срок службы ствола.
Система управления огнем собирала огромное количество данных об окружающей среде, чему способствовало обилие датчиков снаружи и внутри машины. Лазерный дальномер и тепловизор помогали различать цель в самых сложных условиях. Помимо этой системы, машина обладала функцией самодиагностики, которая позволяла экипажу быть в курсе состояния всех систем танка. Дополнительное вооружение включало лишь пулемет, установленный на командирской башенке. Стрельбу можно было вести как дистанционно, так и непосредственно «с рук». Борта башни вмещали по три дымовых гранатомета L8A1, которые были идентичны таковым на M1 Abrams.
Но главный упор в перспективной машине сделали на защищенность. Броня Chobham, которая на тот момент была передним краем, обеспечивала достойную защищенность от фугасных и кинетических снарядов. По мнению конструкторов, запаса бронирования будет достаточно, что бы во внутренних объемах машины максимально использовать алюминиевые сплавы, которые бы снизили ее вес. Экипаж машины обладал полной защитой экипажа от радиационного облучения, что в 1970-х было вполне логичным требованием. Датчики системы NBC могли в кратчайшие сроки определить наличие в атмосфере химического или радиационного излучения. Более того, распыление химических реагентов фиксировалось в первые секунды после выброса. Еще одной особенностью FV4211 была электронная система постановки помех, которая боролась против ПТУР до третьего поколения включительно.
Но лучше пройти незаметным, чем сбивать с пути ракету. Для того, что бы сделать машину менее заметной в тепловом диапазоне, выхлопные газы мотора Rolls-Royce CV12 TCA Condor смешивались с охлажденным воздухом, прежде чем покинуть выпускной коллектор. Считается, что подобная система внедрена на новейшем танке РФ Т-14 «Армата».
Одной из приоритетных целей при постройке MBT-80 была подвижность. Танк должен был обладать лучшими динамическими характеристиками, чем все танки НАТО. Рассматривалось два варианта: газотурбинный мотор AGT 1500 от Honeywell, который был выбран для американского XM1 и дизельный V12 от Rolls-Royce, который после установки турбины достиг мощности в 1500 сил. От ГТД отказались из-за высокого расхода топлива. Кроме того, для его установки требовалось значительно переработать компоновку машины, что повлекло бы изменение всех параметров.
Опоздавший на Холодную войну
Постепенно, проект подходил к логическому завершению, которое не сулило никаких помех. Но, как водится, «пришло откуда не ждали». Иранская революция резко оборвала все контракты на поставку вооружений из Великобритании. В частности, на поставку танков Shir-2 (Экспортная модификация Chieftain для ВС Ирана). Это поставило многие оборонные предприятия Британии в невыгодное положение. Что бы как-то спасти ситуацию, правительство пыталось максимально ускорить программу MBT-80, но было ясно, что ранее, чем к середине 80-х машину до ума не доведут. К этому добавились донесения разведки о том, что в СССР уже несколько раз модернизировали Т-64, в ответ на который создавался FV4211. В итоге, пришли к компромиссу, выбрав танки «Шир-2», первые партии которого можно было подготовить уже в 1983 году.
Новую программу окрестили MBT-85, венцом которой стал танк Challenger. Правда, спешность сыграла с танком злую шутку. Сырая и недоработанная машина попала в войска слишком рано, требуя значительных доработок. А его последователь, разработанный в 1987 году, не был принят на вооружение вплоть до 1991 года. Что вдвойне иронично, так как FV4211 мог быть готов к выпуску уже в 1985 году.
До наших дней сохранилось лишь два самоходных испытательных стенда, которые были собраны из элементов Shir-2 для испытаний различных компонентов MBT-80. Первый прототип (ATR 1) имел корпус со съемными блоками навесной брони Chobham, или стальными «болванками», которые ее имитировали. Был выкуплен частным коллекционером, и на сегодняшний день находится в плохом состоянии. Второй образец был создан для отработки сварки алюминиевого бензобака в стальном корпусе. Этой машине повезло больше – она экспонируется в танковом музее в Бовингтоне.