Найти в Дзене

Как поддержать самооценку ребенка?

Оглавление

Мы часто сравниваем детей с кем- либо. Причем, чаще всего, в негативном ключе: «посмотри как Петя хорошо себя ведет, а ты?» , «посмотри как Маша хорошо учится, а ты?» .

Такой вопрос часто задают родители. И сами на него отвечают: надо чаще хвалить.

Этот ответ самый распространенный и вроде бы очевидный. Но мы при этом забываем, что похвала- это тоже оценка. Положительная, но оценка. И завтра она может быть отрицательная. Сами того не подозревая, мы учим ребенка ориентироваться на оценки окружающих. Позитивная оценка – значит я «хороший». Негативная – «плохой».

В свою очередь, уверенность в себе формируется не в результате оценивания, а в результате опоры на собственные силы и возможности. Поэтому важнее не хвалить ребенка, а «возвращать», отзеркаливать ему «что он делает». Т.е помогать ему находить себя, свою индивидуальность в том, что он делает.

Мы очень часто сравниваем детей с кем- либо: с братьями и сестрами, с одноклассниками, с детьми знакомых и родственников. Причем чаще всего в негативном ключе: типа, «посмотри как Петя хорошо себя ведет, а ты?» , «посмотри как Маша хорошо учится, а ты?» . Ребенок приучается все время себя с кем то сравнивать. Но помогаем ли мы ему увидеть, чем он отличается от Пети или Маши, в чем его уникальность?

Трудный вопрос.

И следующий вопрос, который возникает – КАК?

Как это сделать? Как показать уникальность? Как научить видеть уникальность в себе и окружающих.

Я часто прошу на консультациях или родительских собраниях рассказать родителей о своих детях. И слышу: «он(она) добрый, умный, послушный…» Разве по этим характеристикам можно одного ребенка отличить от другого? А потом мы идем в детали: как проявляется его доброта? Что он(она) делает, что Вы понимаете что ребенок добрый. И выясняется, что одна девочка добрая потому, что не делает никому зла, другая помогает родителям накрывать на стол, мальчик делится с друзьями своими игрушками, а другой трепетно ухаживает за своим хомячком. Все дети оказываются разными и поступки у них разные. А родители называют все это одинаково: быть добрым.

Значит, начинать надо не с детей, а с себя.

Можем ли мы сами увидеть уникальность своего ребенка? А рассказать ему о ней, так, чтобы он в этом зеркале узнал себя?


Может быть, вместо того, чтобы говорить ребенку: «ты у меня такой молодец – ты добрый» можно попробовать говорить: «ты ухаживаешь за рыбками, значит ты умеешь заботиться о других», или «ты помогла мне убрать со стола, спасибо, - я понимаю, что это делаешь из любви ко мне. Я тоже тебя люблю, поэтому завтра испеку твои любимые блинчики». Или: «мы любим папу, поэтому давай, к его приходу с работы, мы умоемся, причешемся и красиво оденемся, и встретим его радостью и вкусным ужином».

Т.е давайте попробуем ребенку объяснять, что он и Вы делаете, когда выражаете то или иное чувство и состояние.


Как говорится: «Бог в деталях». Давайте попробуем помочь ребенку найти в себе Бога. Творца. Творца своей жизни. А где Вы видели Творца с низкой самооценкой?

Итак, начинаем:

Расскажите мне о Ваших детях.

Психоаналитик Надежда Власова

Если больше хотите читать статей по психологии: подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк!