Найти тему
Джаз.Ру

К 80-летию со дня рождения. Станислав Григорьев: памяти саксофониста

24 февраля исполнилось 80 лет с того дня, когда родился выдающийся советский и российский джазовый саксофонист Станислав Григорьев. В память о замечательном музыканте делаем достоянием читателей новостной ленты «Джаз.Ру» очерк о его жизни, который в 2001 г., когда джазмен ушёл из жизни, написал для нас первопроходец советской джазовой критики, историк отечественного джаза Алексей Баташёв — с архивными фотографиями, видео- и аудиозаписями (аудиозапись 1997 г. публикуется впервые!).

Станислав Григорьев (1938-2001) — импровизатор изысканного классического стиля, тенор-саксофонист экстра-класса — начал гастрольную деятельность в провинциальных филармониях, которые тогда колесили в холодных «фурцвагенах» по городам, городкам, воинским частям и весям вдоль параллелей и меридианов нашего необъятного Союза («фурцваген» — гастрольный автобус; жаргонное название происходит от скрещения слова «газенваген» и фамилии министра культуры СССР в 60-е гг. Екатерины Фурцевой. — Ред.).

Помню, году в 61 или 62-м, будучи в Рязани по своим аспирантским делам, я попал на выступление джаз-ансамбля из каких-то засибирских краёв, где выделялся молодой тенорист, которого я, считавший себя в ту пору большим знатоком нашего джаза, видел и слышал впервые. Оказалось, что мы в одной гостинице, и, встретив его на завтраке, я подошел к нему, представился и попросил сообщить мне краткие анкетные данные — я мечтал об издании советской джазовой энциклопедии, наивно полагая, что это всем жутко необходимо. Впоследствии Стас со свойственной ему иронией вспоминал об этом первом и едва ли не единственном в своей жизни интервью.

В 1963 году по стране разлетелись слухи о том, что одному из наших, Анатолию Кроллу, дали собрать джаз-оркестр в Туле. В этом оркестре собрался весь цвет джазовой России: помимо Стаса там были Александр Пищиков, Виктор «Арзу» Гусейнов, Виктор Бударин, Игорь Кантюков, Сергей Мартынов, Виктор Двоскин, Юрий Генбачёв… Три года в этом оркестре стоили джазовой консерватории, и Григорьева взял к себе в Москву Олег Лундстрем. Как аплодировали Стасу, Мартышке, Арзу переполненные залы международных фестивалей в Варшаве и Праге, а там было с кем сравнивать! Тогда-то и началась международная слава оркестра Лундстрема. Тогда к Лундстрему потянулась очередная волна сливок нашего джаза, эстетов и радикалов.

Потрясающий парад солистов — Стас, коллега-саксофонист Геннадий Гольштейн и трубач Костя Носов, пианист Вагиф Садыхов, барабанщик Владимир Васильков — блеснул на незабываемом концерте Олега Лундстрема в Питере в октябре 1973 года.

С середины 80-х годов имя Станислава Григорьева появляется в концертных джаз-ансамблях солистов — этот жанр постепенно обретает солидный статус: «Арсенал» Алексея Козлова, «Каданс» Германа Лукьянова, «Аллегро» Николая Левиновского — и в возникающих по разным случаям джаз-оркестрах.

А чаще всего Стаса можно было слушать в квартете барабанщика Бориса Савельева в тесном погребке «Крiзисъ жанра» в арбатских закоулках и в ампирных интерьерах «Балаганчика» на Тверской в ансамбле ещё одного барабанщика, Ивана Юрченко.

Он был сильным шахматистом, любил карты и знал тайны бильярда. Те, кто бывал в старой «Синей Птице», могли в антракте видеть Стаса, похожего на голливудского киноактера, склонившимся над зеленым сукном под абажуром.

Станислав Григорьев слыл музыкантом высшей джазовой пробы, который был долго заслонён своими коллегами побойчее. Он играл во всех московских биг-бэндах, практически во всех малых ансамблях, и я не знаю ни одного московского джазмена, задумавшего собрать ансамбль звёзд, кто не мечтал бы иметь его своим партнёром.

Наша джазовая пресса о нем почти не писала, а он был одним из немногих русских джазменов мирового уровня. Никогда не бывавший в Америке, да и за границу выезжавший куда меньше других, Стас Григорьев играл как нью-йоркский профессионал, всё знающий и всё умеющий.

Спасибо басисту и продюсеру Алексу Ростоцкому, он первым постарался выпустить несколько записей Стаса. Спасибо Сергею Сперанскому и Алексею Кузнецову: в рамках просветительских программ салона «Аккорд» они показывали Стаса Григорьева, снимали на видео и записывали на «цифру». Эти записи должны увидеть свет.

Я счастлив и горд тем, что Станислав Григорьев успел сыграть в моём абонементном цикле на высшей концертной сцене страны — это был первый концерт XXI века в Большом зале консерватории.

Но сердце не выдержало. Обширный инфаркт остановил его.

-2

ПОДРОБНОСТИ, ВИДЕО, АУДИО, БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА - НА «ДЖАЗ.РУ»