Найти тему
ДЕТИ и КНИГИ

Раннее развитие - идите к черту!

Ситуация. Я пытаюсь найти дошкольного педагога для нашего младшего из сыновей, ему 4 года. Зарплату и условия работы обещаю хорошие и прошу заниматься с ребенком всем необходимым в соответствие с его возрастом.

Поясню. В моем понимании развивающие занятия с детьми 4-5 лет выглядят примерно так: лепка, раскраски, вырезалки, аппликация, конструирование, моделирование, совместное чтение и пение. В общем то, чем мы занимались в этом возрасте со старшими детьми. Но! На деле оказалось, что я отстала от жизни. И ребенок в 4-5 лет должен (!) уметь намного больше.

Начинаю общение с кандидатами (все педагоги со стажем, профессиональные гувернеры и всё такое). На третьем собеседовании прихожу к выводу, что мягко сказать наши педагогические взгляды не совпадают. А самыми распространёнными вопросами были: соответствует ли ваш ребенок норме развития, что он умеет делать в рамках образовательной программы, по каким пособиям вы занимаетесь (сколько часов в день), читает ли он (насколько хорошо), и прочее, прочее, прочее.

По началу, в силу своей наивности и небольшого опыта общения с учителями и воспитателями, отвечала как есть, то есть честно. Моему ребенку 4 года, он не умеет читать и считать (и даже не знает буквы и цифры), не знает названий редких цветов и основных оттенков, а также геометрических фигур и музыкальных инструментов. У нас нет никаких пособий, и в общем и в целом, мы с ним ничем таким и не занимаемся.

"Как не знает буквы?", "Как не умеет считать в 4 года!", "Как нет пособий? Что даже тетрадей Школы семи гномов?", "Ваш ребенок педагогически запущен, сложно будет нагнать программу", "А что вам говорит невролог? Почему такое замедленное развитие?"... (Какое нафиг отставание, какое развитие, о какой программе идет речь, причем здесь невролог?)

При всем при этом никто из кандидатов не обращал внимания на мои слова о том, что наш четырёх летний ребёнок много гуляет, занимается спортивной гимнастикой и плаванием. Никто из них не отреагировал на фразы о том, что мы с детьми очень много читаем, учим стихи и ведем дневник наблюдений за природой. Я пыталась сказать, что нашему четырех летнему ребенку интереснее всего слушать придуманные старшими детьми истории, собирать модели танков и рассматривать картинки в многочисленных иллюстрированных атласах. Но, никто из них меня не слышал. Никто не удивился и тому факту, что наш четырех летний ребенок свободно понимает английскую устную речь и может жестами и кивками отвечать на поставленные перед ним вопросы...

Все просмотренные мной кандидаты вынесли безоговорочный и неопровержимый вердикт: "Ваш четырех летний ребенок отстаёт в развитии. С ним необходимо заниматься. И начать нужно как можно быстрее, иначе..." (Аааа! Что за бред! Что за "иначе". О каком отставании они все говорят?)

Развитие по определению не может быть ранним или поздним. Развитие всегда своевременное. Каждый ребенок развивается индивидуально, согласно своей программе, ритму, предпочтениям и особенностям восприятия информации. Ваша задача, как педагогов распознать, отфильтровать и подстроиться под его индивидуальность. Зачем навешивать необоснованные ярлыки и запугивать родителей своими некомпетентными выводами, побуждая их к прессингу и насилованию детей ненужными знаниями?

Я готова к диалогу, но в ответ прошу предоставления конкретных и обоснованных аргументов. А если таковых нет и вы действительно считаете, что ребенок в четыре года обязан уметь считать, читать и различать пятьдесят оттенков серого, то идите вы к черту. Вы и ваше "раннее развитие". Ведь вы реально ничего не понимаете в этой жизни. Ничего!

Автор: Анна Федулова