Категории свободы и ответственности соседствуют не только в философской, но и в психологической литературе. Но как сделать так, чтобы ребёнок не воспринимал свою свободу безграничной? Как воспитать в нём ответственность за свои поступки, действия и бездействие с малых лет?
Естественно, что эти качества изначально формируются в семье, закладываются родителями. Но не стоит думать, что этот процесс зависит от уровня образования и сферы работы родителей. Направлением их деятельности может быть аренда туалетных кабин, а ребёнок при этом станет эталоном ответственной личности в обществе.
Основные правила прививания ответственности
Изначально воспитаннику нужно предоставить максимальную свободу выбора. Однако требуется организовать родительский или учительский контроль со стороны, который не должен восприниматься ребёнком как навязчивый. Если главная цель — сформировать чувство ответственности, то нужно создать такую ситуацию, чтобы ребёнок сделал выбор между тем, что он хочет, и тем, что должен.
Можно предложить малышу выучить уроки или поиграть в компьютерную игру, сообщив о том, какие последствия возникнут в каждом конкретном случае. Как бы то ни было, но ответственность можно сформировать только тогда, когда диалог между родителями и ребёнком ведётся на равных. Воспитательный процесс должен быть интересен малышу. Можно попробовать перевести его в форму совместного дела или творчества.
Будучи учеником младших классов, ребёнок должен научиться самостоятельно анализировать ситуацию. Ответственность формируется тогда, когда малыш сам выбирает линию поведения, а также принимает на себя обязанности. Важно создавать такие ситуации, в которых ребёнок будет думать над своими поступками, оценивать их с различных точек зрения, а также прогнозировать возможные последствия и риски. Выполнение этих нехитрых правил позволит целенаправленно воспитать ответственность в детях младшего школьного возраста.