Найти тему
Movies Review

По соображениям совести

После того как у Мела Гибсона состоялся десятилетний вынужденный «творческий» отпуск, который был вызван обвинениями актера и режиссера в антисемитизме и гомофобии, звезда Голливуда вернулась в кресло режиссера. Да еще как вернулся – картина завоевала «Оскар» в номинации "За лучший монтаж" и "За лучший звук".

«По соображениям совести» может «дать фору» даже спилберговскому «Спасению рядового Райана» по количеству и насыщенности батальных сцен.

Предыстория

Стоит сказать, что картина построена на реальных событиях и повествует о первом в Соединенных Штатах отказнике, адвентисте Седьмого дня Десмонде Доссе, которому вера не позволяла обращаться с оружием, но совесть не дала ему отказаться от прохождения службы, поэтому он пошел в армию в качестве медбрата. Когда проходили бои за остров Окинава, Досс, рискуя своей жизнью, спасал раненых, за что был награжден Орденом Чести. Несмотря на многочисленные предложения экранизировать его подвиг, Десмонд постоянно отказывался, считая, что подвиги совершались теми, у кого было в руках оружие. А он всего лишь давал надежду раненым.
В конце киноленты демонстрируются документальные съемки самого главного героя, его фотоснимки, фрагменты интервью, поскольку Гибсон хочет, чтобы ни у кого не осталось и тени сомнения в реальности событий. И режиссеру это удалось – реальности хватило всем, да так, что даже самые сухие циники после просмотра фильма не балагурили и не оценивали актерские таланты.

Сюжет

Гибсону удалось передать атмосферу реальной мясорубки войны в самых мрачных ее тонах. Эффект еще больше усиливался тем, что зрителю часто самому приходилось решать – реальные события передаются, или это всего лишь видения солдат, находящихся в полубессознательном состоянии, поскольку все так сильно переплелось, что действительно было непонятно, где явь, а где воображение, рожденное в воспаленном мозгу. Хочется отдельно поблагодарить за монтаж (он недаром признан лучшим в году). Военные картины так быстро сменяют друг друга, что напоминают ритм биения сердца. Такое впечатление, что Мел Гибсон перед съемками читал «Бородино» Лермонтова, с его строчками о «смешавшихся в кучу конях и людях». Разобрать буквально ничего не возможно – всюду даже не люди, а мелькающий людской микс: люди, которых сметают огненные потоки, оторванная и обгоревшая плоть, кишки, которые выпадают из разорванного осколком живота и ни капли святого – все происходит на уровне первобытных инстинктов. Это не натурализм, не графичность и не иные умные эстетические термины – это просто бойня, в которую погружены солдаты и зритель, поскольку равнодушным эти кадры не оставляют никого.

Идея

Гибсон и не думает щадить чувства зрителя, по режиссерскому мнению он также должен хотя бы немного прочувствовать весь ад войны. Атаки идут одна за другой и, когда уже начинает казаться, что сил подняться у солдат больше нет и крови почти не осталось, они поднимаются и снова бегут навстречу смерти. Ближе к концу фильма все зрители, подобно солдатам, становятся изнуренными и морально выжатыми. Сила переживаний и уровень вовлеченности в ленте в несколько раз превышают все, что показывали в кино ранее. На моей памяти ни один из кинофильмов не нес такой бешенной эмоциональной нагрузки, как эта кинолента. Ее кульминацией стал сюжет об атаке на Острове, который затянулся более чем на полчаса.

Перед тем, как окунуться в саму битву, мы сталкиваемся с обычным американским парнем: улыбчивым, открытым для людей и чистым душой. У него копна непослушных волос, а энергия так и бьет через верх. Здесь нет ни одного намека на геройство или патриотизм – завязка сюжета проходит на фоне размеренной жизни американской провинции – парень живет, работает, знакомится и начинает встречаться с девушкой. И никаких голливудских «купюр». Если вы хотите увидеть бравого американского вояку, то фильм не для вас, поскольку он искренен, и избавлен от лакированного геройства.
Бомбардировка Тихоокеанской базы флота на Гавайях не вызывает у парня противоречивых чувств – он делает то, что должен делать нормальный парень, любящий свою родину – идет на призывной пункт и записывается в ряды вооруженных сил Соединенных Штатов. Тут то и начинаются проблемы, ведь, несмотря на то, что он самостоятельно пошел на призывной пункт, прикасаться к оружию, а тем более его использовать он не может, поскольку Бог запретил ему делать это. Такой подход настраивает против него как товарищей по службе, так и командиров

Процесс обучения новобранцев показан также откровенно, с употреблением казарменного юмора, но рявкающие инструкторы не кажутся бездушными тварями – они так должны поступать, поскольку рекруту, прошедшему суровую подготовку, будет намного легче на войне.

Вера солдата в фильме не остается на второстепенном фоне. По словам режиссера Досс являлся человеком мужественным, с твердыми убеждениями, но еще больше была его вера в Бога. И эта вера помогла ему не сойти с ума, пройти через мясорубку боев за Окинаву и вернуться домой.
Именно такой заряд веры способен объединить людей с различными убеждениями. Некоторые считают это верованием в высшую силу и в то, что запрет на использование оружия наложен самим Богом, а некоторые – верой в силу духа и человеческую мудрость.

Подчеркнем, что эта кинокартина стала мощным вкладом в мировой фонд пацифистского кино.