Найти в Дзене
Movies Review

Лунный свет

Оглавление

Картина стала обладателем «Золотого глобуса» в категории «Лучшая драма» и "Оскара", в категории "Лучший фильм", "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая мужская роль" хотя выдвигалась в восьми номинациях. Она могла бы стать и «Прорывом года», если бы существовала подобная номинация.

Что подвигло жюри выбрать именно этот фильм

На самом деле, причина не одна – их, как минимум три и все весомы и достойны детального освещения. В первую очередь подчеркнем политическую составляющую, поскольку «Лунный свет» повествует о темнокожем населении Флориды, а один из его сюжетов рассказывает о гомосексуальности. Картина появилась как раз вовремя – на фоне прошлогоднего обхода вниманием цветных актеров, сегодняшний «Оскар» слегка «обелил» состав жюри. Стоит отметить, что это одна из немногих кинолент, снятых за последнее время о темнокожих, если не учитывать кинокомедии и мыльные оперы. Поэтому награждение нельзя назвать заангажированным, оно целиком уместно.

Второй, еще более весомой причиной можно назвать то, что она стала прорывом независимого кино, поскольку лента стала пионером среди малобюджетных фильмов, покорившим киноолимп в самой престижной номинации. Даже если говорить о «Выжившем», «12 годах рабства» и «Отрочестве», то их снимали либо с участием глобальных кинокомпаний, либо кооперацией большого количества маленьких. «Свет» же создала одна – А24, причем награды она заслужила по праву, ведь еще до появления «Лунного света» Мир увидели такие шедевры, снятые на этой киностудии, как: «Ex Machina», «Эми», «Лобстер» и др. Режиссеры, которые ранее сотрудничали с кинокомпанией, ранее довольствовались только получением «Индипендент Спирит» и «Санденс». Теперь же есть прецедент – кинокомпания оказалась в одном ряду с глобальными монстрами киноиндустрии и эти монстры были вынуждены подвинуться.

Ну а теперь пришло время поговорить и о главной причине получения «Оскаров». Так вот, награды получены за инновации – в техническом плане и в драматургии. Съемочная группа пользовалась новыми технологиями, дешевыми кинокамерами, новейшими методиками корректирования цветов практически никто не пользовался так плотно до режиссера-дебютанта Барри Дженкинса («Лунный свет» является только второй его кинокартиной, причем возраст первой уже около 10 лет). Еще более радикальный подход у Барри к драматургии.
Ленту поделили на 3 части, которые являются этапами в жизни чернокожего молодого человека по имени Широн, который проживает в Майами. В первой главе «Мелкий» (по прозвищу парня) повествуется о детстве главного героя. Вторая глава «Широн» говорит о подростковом возрасте, а третья глава «Черный» расскажет о зрелости парня.

«Мелкий» расскажет зрителю о том, как тихий и скромный паренек постоянно попадал под прицелы насмешек со стороны своих одноклассников из-за того, что как раз был тихим и робким. Во второй части мы видим подросшего Широна, который постоянно скандалит со своей мамой-наркоманкой и продолжает быть объектом травли со стороны сверстников. Третья часть говорит о возвращении парня в родной город, встрече со стареющей матерью и другом детства, который сейчас работает поваром в фаст-фуде.

Специфика съемочного процесса

Режиссер сделал ставку на довольно рискованный ход: придание каждой из частей киноленты своеобразной цветовой окраски. Глава, посвященная детству, окрашена в лиловый цвет, доминирующим наполнителем во второй части стал голубой, а третья часть подсвечена красными тонами. Решение, хоть и было рискованным, поскольку режиссера запросто могли обвинить в манерности и подаче жесткой истории с излишней вычурностью. Но, оператору Джеймсу Лакстону реализация этого приема удалась легко и ненавязчиво (в каких-то моментах это сделано при помощи неоновых ламп, в каких-то моментах с помощью световых бликов, а иногда, используя мебель и одежду).

Каждая часть отличается от предыдущей индивидуальным стилем. Первую часть снимали со штатива: грубо и свежо, с использованием полуобнаженной натуры, подсвеченной лиловым цветом. Вторая часть снята довольно сухо, в стиле авторского кино. Композицию выверили довольно четко: Широн занимает центральную позицию, а все остальное – только второстепенный «вылизанный» фон (к примеру, на заднем плане голубоватая стена, а перед героем голубая тарелка). Для съемок зрелости использовали, чаще всего, замкнутые пространства – то в крутой тачке, то в баре, то в спальне.

За такую ювелирную работу Лакстона номинировали на Оскар, но вот награду он не получил, а жаль, поскольку даже солидная фильмография за плечами не смогла забрать у него задор и азарт съемочного процесса. Кинокартина переполнена изобретательными, странными необычными планами и трюками. К примеру, сцена в салоне авто, снятая с бокового плана. После окончания сцены двери со стороны главного героя открываются, и вместе с ними меняется положение самой камеры. Только после этого становится понятно, что выхолощенную сцену снимали, пользуясь простейшим Go-Pro или каким-нибудь аналогом, прикрепленным к двери. Вывод один – если и необходимо что-либо менять методике съемок новых лент, то кинокартина «Лунный свет» является не просто удачным фильмом, а руководством к действию для операторов, которые устали от поисков «своего» пути.

Актерская игра

Несмотря на всю техничность и новаторство, картина не состоялась бы, не подбери Дженкинс правильных актеров для исполнения главной роли. За Широна в первой части киноленты отвечает А. Хибберт, который, благодаря своей легкости и органичности, прекрасно вжился в роль. Красавцу Эштону Сандерсу пришлось играть подростка Широна, причем на него легла довольно непростая гомосексуальная сюжетная линия, но он с ней справился, благодаря своей практически балетной гибкости и пластичности. В третьей части Широн предстает в виде верзилы, исполненного Тревантом Роджерсом. Он огромен и у него большая золотая цепь на шее (полная противоположность первым двум частям, где парень представляется хрупким и легкоранимым).
«Свет» стал не только приятным сюрпризом, который выгодно отличается от традиционных образцов темнокожего культового кино. Стоит отметить, что «Свет» нельзя назвать ни «лентой о черных», поскольку лента больше о населении окраин больших городов, ни «лентой о гомосексуалистах», поскольку он скорее не столько становится геем, сколько пользуется этой личиной чтобы соответствовать образу, который на него примеряли окружающие. То есть ему постоянно говорили, что раз он такой хилый и ранимый, значит обязательно должен быть педиком.

Выводы

Свет является именно воспитательным романом цифровой эры. Это своеобразное «перефразирование» Толстых, Горьких и Диккенсов, говорящих, что постепенный процесс взросления постоянно заканчивается озарением или исходом из круга общения, который отравляет существование. Интересна сама концовка ленты – вопреки принятой в Голливуде традиции, здесь нет ни хеппи-энда, ни исхода из ненавистного города. Наоборот, в конце ленты актер «возвращается на круги своя» в родной мегаполис для того чтобы снова увидеться со стареющей матерью, которая не может и не пытается избавиться от наркотической зависимости, чтобы повидать отсидевшего в тюрьме повара, который когда-то был его лучшим другом. Те, для кого он был постоянным объектом травли и насмешек, видят, как он изменился. Они, похоже поменялись ролями и из охотников превратились в жертв. Чтобы закончить ленту на такой ноте и не создать некую «незавершенность», необходимо владеть не только последними техническими новинками, но и несомненным талантом, авторской смелостью и радикализмом режиссера-бунтаря.