Намедни закончил слушать аудиокнижку известного японского писателя Харуки Мороками "Тысяча Невестьсот Восемьдесят Четыре". Сказать, что я ее прослушал всю - было бы нечестно по отношению к вам, но я честно отслушал два первых тома, а третий догонял уже по спойлерам.
Что тут можно сказать? Если это лучший японский писатель поп-фикшена, то я очень боюсь внезапно нарваться на худшего. На мой взгляд не самого искушенного литературного гурмана - эта книга есть не что иное, как самая натуральная обманка.
Начать хотя бы с названия. Очевидно, что тут эксплуатируется блестящая антиутопия "1984" Оруэлла, но любителей ужасов TOTALITARISOMа на будет поджидать большая, если не сказать огромная подлянка, подложенная хитрым японцем, потому что это никакая не антиутопия, а нудная рефлексия автора, и (вероятно) проецирование на читателя своих эротических фантазий и предпочтений.
Первые 50-60 страниц читать довольно интересно, и чем то все это напоминает мангу с мимишными школьницами. Перед нами Токио 1984 года в некоей альтернативной реальности, где Советский Союз строит первую лунную базу и судя по всему распадаться даже и не думает. Впрочем, это единственное отличие от нашей реальности и никакого влияния на повествование альтернативность не оказывает в принципе.
Некая молодая женщина Аомамэ очень спешит по своим делам. А дела у нее важные, ибо она киллер, причем высокого класса, который убивает своих жертв так, что бы их смерть выглядела естественно.
Другим главным действующим лицом, а по совместительству единственным нормальным героем с человеческой точки зрения является молодой преподаватель математики Тэнго Кавана, который в свободное от преподавания время подрабатывает литературным негром. Внезапно ему в руки попадает плохо написанная повесть, однако, рассказывающая об очень мрачных событиях, происходящих в далекой японской глуши, где обитает какая-то секта.
Ну а дальше начинается трэш угар и содомия. Как в прямом так и в переносном смысле. В книжке столько нестыковок, столько откровенных глупостей и злючего спермотоксикоза, что у меня право дело возникает подозрение, что Харуки за малый прайс отдал свое творение на откуп обыкновенному японскому школьнику, которому обыкновенные японские школьницы банально не дают. Жизнь зла, мир-боль!
Но обо всем по порядку.
Во-первых на роль главных плохишей у нас назначена некая левацкая секта (секта верующих в НЁХ, но при этом, подчеркивается, что левацкая. Так то, Карл!). Как одно и другое уживается в леваках я понять решительно не смог. Японские левые были товарищами крайне серьезными и жестко антиклерикальными, с какого перепугу им начинать верить в метафизику и уподабливаться Сути Времени - нет ответа. Хотя, только сейчас меня поразила страшная догадка, тема мертвой козы раскрыта прекрасно (я не упоролся, нет, но по сюжету именно изо рта мертвой слепой козы открывается портал в параллельный мир, в Александровское наверное), так что я думаю две-три лекции Кургиняна Мураками все-таки прослушал с соответсвующим результатом. В остальном антагонисты вышли неубедительными. А может в Японии все очень плохо с настоящими сектами, что приходится натягивать сову на глобус? Аум Синрике уже не канает или просто бояздно их задевать?
Короче, местные леваки заставляют Фусако Сигэнобу грустить и даже плакать.
Во-вторых, меня не зря терзали сомнения, что книжку написал спермотоксикозный школьник в термальной стадии. В общем, примерный объем трехтомника iq84 - где то 1200 страниц текста. Не менее четверти от этого массива посвящено описанию сексуальных сцен, в том числе и с девиациями: оральный секс, анальный секс, лесбийский секс, изнасилование малолетних девочек, инцест с малолетними, садо-мазо... И еще наверное очень много разного, ведь третий том я дослушать так и не осилил. Поймите правильно, я не моралфаг, но я за здравый смысл и толковый сюжет, а вот большинство сексуальных сцен на сюжет не влияют никак, более того, они очевидно вписаны в текст дабы привлечь разномастную школоту. Автору не откажешь, сиськи он показал со всех ракурсов и не только сиськи.
В-третьих роман чудовищно затянут раз эдак в 10. Это натуральная жвачка. Всю сюжетику можно было бы уместить в 100 страниц без потери качества, но тогда пришлось бы вычеркнуть моря секаса и диванной авторской философии уровня Института Нестеровой.
В четвертых... Нам рассказывают, что глав герой главную героиню не любит и про нее забыл, через десять страниц он ее уже обожает, всю жизнь обожал и ждал. Секта очень-очень страшная и могучая, но злодеяний ее так и не описывают по ходу пьессы. Рояли в кустах и боги из машин так и вовсе разбросаны с истинной щедростью сеятеля. Вроде все это безобразие писал один человек, но у меня сложилось впечатление, что автора два-три. Причем каждый из авторов не знал о чем пишет предыдущий.
В чем роману не отказать, так это в качестве описательно-текстовой части, как это не странно. Аналогия такая, представьте, что студия Пиксар принялась снимать телепузиков. Графика получилась на уровне Пиксар, а сюжет все так же рассказывает о похождениях четырех бесполых дебилов.
Резюмирую я просто, Большинство рецензентов и даже та преспешница слаанешистка, которая мне рекомендовала эту раздутую порнографию, почему-то особенно настаивали на некоем мистическом реализме, в котором, дескать, творит зломерзкий джапп. Ребята, как бы, я вас разочарую, но это никакой не "мистический реализм" это дешевая замануха. Любители мрачных антиутопий, купившись на название, жестоко обломятся, когда поймут, что антиутопией здесь и не пахнет. Почитатели альтхистори вообще уйдут несолоно хлебавши. Ну не считать же лунную базу, о которой вскользь упоминают в новостях полноценной исторической альтернативой? И даже любителям порнографии проще найти искомое в интеренете в видеоформате, нежели пробиваться через страницы и страницы текста.
В стиле мистического реализма творит Кормак Маккарти - читайте лучше его, честное слово он того стоит.
Ну а я, в споре с различными копирастами, получил отличную дубинку, ибо творение Мураками - есть прекрасный образчик обмана читателя. А самому же платить за свой обман аморальное занятие, я считаю.