Найти тему

Про нормы отметок по русскому языку

Предыдущая статья была посвящена отметкам. Тема болезненная для учеников, родителей и учителей. Прямо камень преткновения какой-то.

А всё потому, что в нашей стране это крайне несовершенный инструмент оценивания труда ученика. Не отражает отметка реальности полностью. Самое обидное то, что отметка ученику, несмотря на новые стандарты, всё ещё ставится способом вычитания, а не прибавления. Учитель смотрит на количество и качество ошибок, и отметка снижается. Когда, интересно, начнём повышать? Вроде система 5-балльная. Но из журналов пропала "единица". "Двойку" ставить тоже не всегда дают, особенно в четверти. Значит, выкручиваемся по трёхбалльной системе.

Страдают, в первую очередь, дети с проблемами. Вот у человека СДВГ, или дисграфия, или дислексия. Диагноз отражается на успеваемости. Ребёнок может делать до 20-25 ошибок в диктантах. А "двойка" ставится уже за 6 ошибок. Если такой мой ученик трудился, не покладая рук, с помощью учителя, родителей, врачей, логопедов и достиг уровня 10 ошибок, это ведь прогресс!!! Но по нормам я ему всё равно должна поставить "два". Ещё через полгода он достиг 6 ошибок. Опять "два". И как быть? Ставить эту "двойку", убивая желание ребёнка работать и его радость от успеха, обесценивать его труд? Или ставить "три", но там несравнимые критерии и можно опять огрести от администрации за несправедливость оценивания, и от родителей троечников -"Моему Васе за 3 ошибки "три", а этому товарищу за 10 ошибок? Марьванна, а вы не обнаглели?"

Нет в журнале отметок "3 с плюсом", "4 с плюсом", "5 с минусом". Их катастрофически не хватает. Да, не получается у учителя быть совершенно объективным в вопросе выставления отметки. Приходится доносить до детей и их родителей, что отметка - формальность. Не надо за неё биться. Это не 100 % -ный показатель успеха (и неуспеха) ребенка. Может, поэтому и существует правило: в спорном случае ставим отметку в пользу ученика? Многие коллеги это правило критикуют, а я приветствую. По крайней мере, в начальной школе. Потому что в началке главное - не отбить у человека охоту учиться вообще.

Вот приведу вам нормы оценивания контрольных работ по русскому языку в началке. Беру пока русский язык, как самый сложный предмет для большинства детей. Диктант:

"5" - нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.

"4" - допущено не более 2 ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

"3" - допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.

"2" - 6 и более ошибок; работа написана неряшливо.

Существуют также словарные диктанты. Это письмо определённого набора слов, выученных наизусть, так как они не подчиняются основным правилам. Такие диктанты имеют объём всего от 8 до 15 слов и оцениваются ещё жёстче:

"5" - без ошибок;

"4" - 1 ошибка, 1 исправление;

"3" - 2 ошибки, 1 исправление;

"2" - 3 - 5 ошибок!!

Не считаются ошибки в словах на пока неизученные правила.

Хочу ещё предупредить вас, родители, вот о каком моменте в изучении русского языка вашим ребёнком. Есть ошибки на правила - они лежат в компетенции учителя. Материал должен отрабатываться на уроках. А есть ошибки, лежащие в компетенции логопеда-дефектолога. Если они появились в тетрадках - надо бить тревогу и обращаться к специалисту. Учитель не поможет. Вот они:

- пропуски букв в словах (клссная рабта вместо классная работа),

- отсутствие мягкого знака (палто, кон вместо пальто, конь),

- замена гласных я, ю, е, ё (лустра вместо люстра, клюн вместо клён),

- частое отсутствие знаков препинания,

-замены букв типа: себака, заяч вместо собака, заяц,

-слитное написание слов (ялублумаму вместо я люблю маму),

-недописывание слов до конца.

Мамы-папы, будьте бдительны и внимательны. И у всех будут пятёрки! (Моя голубая мечта).