Вот уже которое поколение молодых людей, проживающих на советском и постсоветском пространствах, участвует в различных войнах и боевых операциях.
С окончанием Великой Отечественной и Второй мировой войн в мире отнюдь не прекратилась практика вооруженного решения острых международных и внутренних проблем. Китай, Корея, Венгрия, Лаос, Вьетнам, Алжир, Египет (Объединенная Арабская Республика), Йемен, Сирия, Мозамбик, Камбоджа, Бангладеш, Ангола, Эфиопия, Афганистан, опять Сирия, Ливан, Таджикистан, Приднестровье, Чечня, Дагестан, Грузия и снова Сирия...
В соответствии с приложением к Федеральному закону «О ветеранах» №5-ФЗ, советские и российские военнослужащие только в период с 1936 по 2008 гг. участвовали в 47 зарубежных конфликтах на территории 22 стран (не считая Великой Отечественной войны, а также боевых действий, ведшихся исключительно или преимущественно на территории РСФСР, СССР, России).
Вот и в наши дни добавляются портреты в строгих рамках на стендах у военкоматов, гремят ритуальные залпы на кладбищах, в мирные города и села приходит горе. В боевых действиях участвуют не только военнослужащие Министерства обороны. При проведении контртеррористических операций честно и так же самоотверженно исполняют свой долг бойцы ФСБ, Росгвардии и сотрудники МВД.
Звучат лозунги политиков, желающих получить свою долю известности, «хайпа», за счет обещаний прекратить разом все войны. Под силу ли это в данный момент хоть кому-то из смертных?
Так складывается, что у нашего государства постоянно есть враги. Враги внешние и внутренние. И это естественное для Российской империи, СССР и РФ состояние. Враги будут существовать до тех пор, пока будет существовать это государство, пока его не разорвут, не растерзают на мелкие, потерявшие независимость части. Хочется верить, что этого не произойдет никогда.
Но, чтобы обеспечивать государственный суверенитет, страна должна быть сильной. Страна должна воспитывать и обучать своих защитников.
Во времена, когда происходил развал Советского Союза, из школьной программы исчез предмет «Начальная военная подготовка» (НВП). Его заменили непонятными «Основами безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Многие восприняли это примерно так: «Вот, мол, мы больше к войне не готовимся, а сейчас, ребята, мы вам расскажем, как безопаснее прожить свою жизнь».
Как же прожить безопаснее, когда всегда найдется сильный, наглый, дерзкий, не признающий общепринятых правил, забирающий все, что пожелает? Сопротивляться? Ну, это небезопасно, могут накостылять. Да и не толерантно как-то... Подчиниться? Многие подчиняются. Тогда хоть что-то у тебя останется...
Уровень подготовки к несению военной службы выпускников советских школ был намного выше нынешнего уровня. В армию и на флот приходили служить в основном крепкие, подготовленные ребята. Адаптация к условиям, намного более суровым, чем сегодня, происходила быстрее.
А сегодня по Интернету гуляют многочисленные видеоролики, показывающие неприспособленность новобранцев к службе. И в этом нет вины подростков, ведь им, в основном, прививали «навыки рационального поведения в условиях уже существующих опасностей».
Сравните темы из программ по ОБЖ и НВП для учеников выпускных классов. В наше время акцент делается на патриотическом и правовом воспитании, формировании общего представления о том, как устроена военная служба. Этому обычно посвящены только 2 из 6 разделов рабочей учебной программы по ОБЖ.
Программа НВП для 11 класса была полностью посвящена именно военной подготовке. Изучались основы строевой и огневой подготовки, тактики и топографии, защиты от оружия массового поражения, уставы вооруженных сил.
Каждый выпускник умел разбирать и собирать автомат, снаряжать магазин патронами, стрелять, использовать противогаз. Многие умели «подшиваться» и даже заправлять солдатскую кровать. Трудно было представить себе пацана, не разбирающегося в воинских званиях. Знали строевую подготовку, обязанности дневального и часового.
Создается впечатление, что преподавание курса ОБЖ не выполняет в полной мере задачи подготовки школьников к прохождению военной службы. А стоит ли вообще заниматься такой «доармейской» подготовкой?
Спросите у любого бывшего школьного военрука (а они только бывшие и остались), и он вам скажет, что практически все, кто вникал в курс НВП, хорошо зарекомендовали себя в период прохождения срочной службы. Многие из "любимчиков" преподавателей НВП, попав в условия реальных боевых действий, не только избежали гибели, но и проявили себя с лучшей стороны.
Возможно, назрела необходимость пересмотра учебных программ, ведь время не стоит на месте?