Найти тему

Какое будущее у российско-китайской дружбы? (экономический аспект)

Предлагаю вашему вниманию статью А.В. Островского, опубликованную в сборнике "Россия-Китай: бренд-билдинг приграничных территорий в условиях международного взаимодействия", Чита, 2013.

Главной проблемой развития российско-китайских отношений является большой разрыв между высоким уровнем военно-политических отношений между РФ и КНР по сравнению с уровнем торгово-экономических отношений. Как пишет китайская пресса, «в отношениях между Россией и Китаем в политике горячо, в экономике холодно». Безусловно, были достигнуты заметные успехи в развитии торгово-экономических отношений за последние годы. В частности, объем товарооборота между РФ и КНР вырос до 56 млрд. долл в 2008 г. и планировалось достигнуть показателя 100 млрд.долл. к 2015 г. и 200 млрд. долл. к 2020 г. В работе Чжао Синь из Амурского государственного университета давались несколько вариантов прогнозов развития российско-китайской торговли, согласно которым в российско-китайской торговле в намеченные сроки эти показатели будут достигнуты.

Однако, на наш взгляд, это сделать будет непросто по ряду причин. Рассмотрим ситуацию с российско-китайской торговлей в 2012 году. По итогам 1-й половины года – 52 млрд.долл., казалось, что намеченный показатель в 100 млрд. долл. будет выполнен уже в текущем году, однако во 2–й половине года объем российско-китайской торговли составил всего 36 млрд. долл. В результате он составил всего 88 млрд.долл. (или около 2% всего объема). Этого явно мало, и Россия по этому показателю уступает не только США, Японии, Республике Корея, Тайваню, Евросоюзу, но и Таиланду и Малайзии. Более того, по этому показателю Россия существенно уступает всем странам Африки вместе взятым – 156 млрд.долл.

Почему так произошло и что нам ожидать в будущем?

В настоящее время объем внешней торговли между странами в значительной степени определяется объемом взаимных инвестиций в экономику друг друга. В этом плане показатели у обеих стран крайне низкие. Общий объем накопленных прямых инвестиций из КНР в экономику РФ составляет примерно 1,3 млрд.долл., из РФ в КНР – всего 0,7 млрд.долл. Это означает, что обе стороны не заинтересованы во взаимных инвестициях и развитии совместных проектов. Хотя, по экспертным оценкам, многие китайские инвестиции и товары приходят из Китая в Россию через Европу, а многие российские инвестиции в Китай через Гонконг.

На наш взгляд можно выделить четыре основные проблемы, которые сдерживают развитие российско-китайских торгово-экономических отношений (на самом деле, их еще больше). Причем следует отметить, что многие проблемы связаны с позицией российской стороны.

Первое, это медленное развитие сотрудничества в сфере энергоресурсов. С одной стороны, наконец, подписано соглашение о строительстве ответвления от нефтепровода ВСТО Сковородино-Дацин, по которому в Китай будет поступать в год 15 млн.тонн нефти из РФ, а Роснефть получила кредит из КНР на сумму 20 млрд.долл. Но с другой стороны, так и не получили развития планы строительства двух газопроводов из РФ в КНР – Томск-Карамай и Сахалин-Дацин, которые были намечены в марте 2006 г. во время визита В.Путина в КНР. Газпром при ведении переговоров с китайской стороной посчитал, что предлагаемая КННК цена за 1000 куб.м газа слишком низкая, во всяком случае ниже, чем на европейском рынке, и фактически отказался от дальнейшего продвижения проектов сотрудничества с КНР в газовой сфере. В результате Китай вышел на газовый рынок Туркмении и получил генеральную лицензию на разработку и добычу газа и в настоящее время уже вступил в строй газопровод из Туркменистана в Китай через Узбекистан и Казахстан (строительство которого курировал нынешний премьер КНР Ли Кэцян). При этом Газпром, рассчитывая на два проекта «Северный поток» и «Южный поток», испортил отношения с основными партнерами в газовой сфере, обеспечивающие как дополнительные поставки газа – Туркменистан и Азербайджан, так и транзит газа – Украина и Белоруссия. В результате Газпром оказался привязан к европейскому газовому рынку, не имея аналогичной альтернативы на востоке. Поэтому если будет реализован план «Набукко» - газотранспортная система по маршруту Турция – Болгария – Румыния – Венгрия – Австрия с возможным присоединением Сербии, а ЕС вложит значительные инвестиции в реконструкцию газотранспортной сети на Украине, то при возникших осложнениях с двумя проектами «Северный поток» и «Южный поток», отсутствии газотранспортной инфраструктуры для поставок газа в страны АТР и предприятий по производству сжиженного газа, у Газпрома возникнут серьезные трудности в реализации природного газа за рубеж. В этой ситуации наиболее реальным вариантом развития газовой отрасли является создание газотранспортной инфраструктуры в азиатской части России и экспорт газа в КНР и другие страны АТР. В настоящее время делаются попытки реанимировать газовый проект на восточном направлении, но надо иметь в виду, что его можно будет реализовать только при условиях начала разработки Чаяндинского месторождения газа, которое запланировано на 2014 год, и финансирования строительства инфраструктуры транспортировки природного газа на территорию Китая из России.

Не надо забывать и о ведущихся разработках по добыче сланцевого газа в Китае, большие запасы которого имеются во Внутренней Монголии и провинции Хунань. Но если во Внутренней Монголии существуют большие сложности даже с пробным бурением сланцевого газа из-за нехватки водных ресурсов, то в провинции Хунань эта проблема не стоит. Как показали результаты пробных бурений дебет скважин составляет примерно от 80 до 200 тыс.тонн.

На наш взгляд, не самым удачным является и кадровое решение о назначении молодого С.С.Разова вместо опытного С.Н.Гончарова на пост представителя «Роснефти» в КНР как в силу возраста (23 года), так и отсутствия необходимого опыта работы в этой сфере. Такое назначение вполне может привести либо к дополнительным сложностям в сфере энергетического сотрудничества, либо получению китайской стороной заметных односторонних выгод от такого сотрудничества в силу неопытности нового представителя «Роснефти».

Второе, одной из основных проблем является недостаточная работа по реализации программы экономического сотрудничества, подписанная главами государств в 2009 году. В свое время в РФ была принята программа развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, а в Китае – программа развития старой промышленной базы Северо-Восточного Китая и западных районов Китая. Однако, несмотря на подписанное соглашение о сотрудничестве между регионами, оно развивалось крайне медленно, и время было упущено. В настоящее время было создано новое Министерство по делам развития Дальнего Востока и Байкальского региона, но пока результатом работы этого ведомства стали различные программы развития, весьма активно критикуемые всеми. Кроме того, в различных средствах массовой информации регулярно появляются новые предложения о необходимости создать вместо специализированного министерства новую государственную корпорацию по делам развития Дальнего Востока, которой передать полномочия министерства и права по распоряжению государственной территорией и имуществом на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири. По сути дела, в российских верхах так до сих пор и не могут решить вопрос о том, на какие страны следует ориентироваться при развитии восточных территорий, и до сих пор не создан благоприятный инвестиционный климат для привлечения иностранных инвестиций на эту территорию.

На наш взгляд, одной из мер для развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества является развитие межрегиональной торговли, доля которой едва превышает 15% объема товарооборота между странами. Для развития российско-китайского сотрудничества важное значение является максимальное подключение Китая к реализации программы развития российского Дальнего Востока, а России – к программам развития Северо-Востока Китая и западных районов. Для достижения этой цели было бы целесообразным создание постоянной российско-китайской комиссии по координации планов социально-экономического развития между Северо-Востоком Китая и российским Дальним Востоком и Забайкальем. В ходе работы комиссии необходимо запланировать развитие крупных инфраструктурных проектов в области транспорта (железные дороги, аэродромы, мосты, погранпереходы и др.), информационных технологий и средств коммуникации, строительство гостиниц и современных административных зданий, включая гостиницы, обеспеченные всем необходимым для работы бизнесменов. Более подробные рекомендации на эту тему изложены в Протоколе проведенного в особняке МИД РФ совещания на тему «Восток России и интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе: вызовы и возможности» от 3 июля 2009 г. (см. пп. 2.4, 2.5, 2.8 для Минрегиона РФ, пп. 3.5, 3.6, 3.9 для Минэкономразвития РФ, п. 4.5 для Минтранса РФ, п. 5.2 для Минэнерго РФ, п.12.1 для ФСКН России).

Третье, необходимо развивать сферу научно-технического сотрудничества между РФ и КНР и всесторонне изучать опыт КНР по созданию зон технико-экономического развития (ЗТЭР) и зоны развития новых и высоких технологий (ЗРНВТ) – всего в КНР насчитывается только 54 ЗРНВТ центрального подчинения и около 100 ЗТЭР разного уровня подчинения. Основное содержание этих «зон – инкубаторов» в КНР – освобождение на несколько лет от всех налогов для зарегистрированных в них предприятий, которые осуществляют инвестиции в развитие новых и высоких технологий. После окончания «льготного периода» предприятия имеют право выйти из зоны и реализовывать продукцию самостоятельно, но с уплатой всех налогов или оставаться на территории зоны при сохранении действующих налоговых льгот, но продав свой продукт администрации зоны. В российско-китайских отношениях одной из нерешенных проблем является защита интеллектуальной собственности. Необходимо на правительственном уровне принять решение о взаимном признании патентов, полученных в РФ и Китае. Это ускорит передачу готовых разработок по лицензионным соглашениям в 2-3 раза. Для реализации научно-технического сотрудничества представляется целесообразным сформировать российско-китайскую группу по научно-техническому сотрудничеству с обязательным привлечением в нее ученых с мировым именем, долгое время работающих с китайскими учеными и хорошо знающих китайские реалии.

Четвертое, одной из основных проблем российско-китайских отношений является проблема охраны окружающей среды. С китайской стороны уже имели место случаи загрязнения окружающей среды, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду на сопредельной российской территории. В частности, выброс анилина на химическом заводе в г.Цзилинь (пров.Цзилинь) в реку Сунгари, что привело к химическому отравлению вод реки Амур, строительство каналов для орошения полей в Или-Казахском АО, что привело к забору большого объема воды из Черного Иртыша и обмелению реки Иртыш на территории РФ, строительство канала от реки Аргунь к озеру Далай-нор, что неизбежно повлечет за собой обмеление Аргуни и др. Для предотвращения и профилактики подобных ситуаций целесообразно создать совместную российско-китайскую группу экологического мониторинга, которые собирались бы раз в квартал, обсуждали все текущие вопросы и выносили рекомендации для правительств обеих стран.

Пятое, еще одной проблемой российско-китайских торгово-экономических отношений является наличие «серых схем» при растамаживании грузов, что, с одной стороны, ведет к значительному расхождению данных российской и китайской статистики внешней торговли, с другой стороны, создает «серые зоны» в российско-китайской торговле, наиболее ярким проявлением которой стала ситуация на Черкизовском рынке.

Представляется, что эта проблема постепенно будет решена, так как обе страны являются членами ВТО, и при решении таможенных вопросов должны в обязательном порядке руководствоваться не местными постановлениями и правилами об условиях перемещения товара через таможенную границу, а правилами ВТО. Во избежание возникновения данной ситуации в будущем имеет смысл создать смешанную российско-китайскую комиссию, которая проводила бы ежеквартальные встречи по образцу группы экологического мониторинга.

Шестой проблемой является неурегулированность платежей по сделкам, практическое отсутствие российско-китайской торговли напрямую в режиме «рубль – юань». Пока еще слабо реализуются проекты в сфере межбанковского и инвестиционного сотрудничества. Главной проблемой в настоящее время является поиск источников финансирования дорогостоящих региональных проектов для осуществления интеграции в СВА. Следует иметь в виду опыт российско-китайского межбанковского сотрудничества. В настоящее время в Китае хотя действуют представительства различных российских банков – Внешэкономбанк, Внешторгбанк и Росбанк, однако ни один из этих банков не имеет права вести хозяйственную деятельность, так как для этого по китайскому законодательству требуется наличие банковских активов не менее 20 млрд.ам.долл. В настоящее время под это требование среди российских банков подходит только один Сбербанк. В результате такого положения почти вся российско-китайская торговля ведется через банки третьих стран, в первую очередь, через банки США и Швейцарии. Из-за слабости и разобщенности банковской системы Россия теряет не только упущенную выгоду, но и прямую в своих торгово-экономических отношениях со странами СВА. Чего стоит только в свое время проигрыш тендера Ижорским заводом в Санкт-Петербурге на поставку оборудования для проекта строительства плотины на реке Янцзы (проект “Санься”), под который не были даны государственные гарантии, и в России не оказалось банка с необходимыми банковскими активами, который мог бы гарантировать открытие кредитной линии.

В настоящее время на площадке ММВБ на торгах пары «рубль – юань», которые длятся всего один час с 11 до 12 часов из-за разницы во времени между Москвой и Пекином действуют всего пять игроков – два игрока с китайской стороны: банк «Элосы» и Торгово-промышленный банк Китая и три игрока с российской: ВТБ «Капитал», «Мой банк» и Азиатско-Тихоокеанский из Благовещенска. Фактически, в такой ситуации российские предприятия и банка отдают часть торговой прибыли западным банкам, которых вполне устраивает такая ситуация.

В этих условиях является более оправданным создать одну мощную банковскую структуру на Дальнем Востоке или в Забайкалье с наличием банковских активов не менее 20 млрд.ам.долл., чтобы можно было работать на китайском рынке в соответствии с финансовым законодательством КНР наподобие Русского банка в Иркутске, через который проходил проект строительства Транссиба в конце XIX – начале XX века. Поэтому для работы с иностранными инвесторами на территории Сибири и Дальнего Востока представляется целесообразным создать специализированный региональный Российско-Азиатский Банк в Москве с филиалами в Иркутске, Хабаровске, Владивостоке и Новосибирске, в функции которого будет входить работа по привлечению иностранных инвестиций из стран АТР, кредитование крупных инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Сибири, а также российских инвестиционных проектов в странах АТР, работа с региональными, отраслевыми и коммерческими банками, предоставление кредитов под крупные торговые сделки на уровне межгосударственных соглашений и совместных региональных проектов, включая проекты по линии приграничной торговли и др.

Три наиболее перспективных вида российско-китайского торгово-экономического сотрудничества – инвестиционное, научное и в сфере трудовых ресурсов по-прежнему недостаточно развиты, что в значительной степени сдерживает дальнейший потенциал развития российско-китайской торговли.

Китайскими учеными было выделено семь основных препятствий, сдерживающих развитие российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. С китайской стороны выделяются две основные проблемы – незнание китайскими предпринимателями российской специфики (законодательство, инвестиционные риски и др.) и плохой инвестиционный климат в Китае, связанный с реализацией проектов в России. С российской стороны выделены пять основных проблем – российское законодательство, ущемляющее интересы иностранного капитала; высокие ставки налогообложения по сравнению с КНР; административные проблемы, связанные с усилением бюрократизации в центре и на местах; недостаточная защищенность китайского бизнеса в России и социально-психологические моменты, связанные с давлением российской прессы на население о “китайской угрозе”.

Таким образом, общий объем российско-китайского инвестиционного сотрудничества в настоящее время крайне невелик, что в значительной степени сдерживает развитие российско-китайской торговли. Несмотря на абсолютный рост объема российско-китайской торговли и увеличение этого показателя до 88 млрд.ам.долл. в 2012 г., его доля не возрастает из-за более быстрых темпов роста общего объема внешней торговли Китая за счет опережающих темпов развития торговли с США, Японии и странами Евросоюза. Дальнейшие пути увеличения объема российско-китайской внешней торговли видятся в создании крупных российско-китайских инфраструктурных проектов на территории российского Дальнего Востока и Сибири с привлечением китайского капитала и на территории Китая с привлечением российского капитала, а также в расширении межрегионального сотрудничества российских областей с китайскими провинциями.

Другим важным резервом в развитии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества является расширение научно-технического сотрудничества. Пока продажа современной техники и технологий все еще не приносит высоких прибылей для России. В России имеет более 3000 передовых проектных научно-исследовательских организаций. По различным экспертным оценкам, Россия продолжает сохранять лидерство в 10 – 15 наукоемких областях (телеметрическое и телеинформационное оборудование, современные материалы, системное обеспечение и т.д.). Кроме этого, поддерживается высокий мировой уровень производства техники и материалов в следующих отраслях: машиностроение, лесная промышленность, электротехника и электронная техника, информатика и автоматизированные системы, применение нетрадиционных источников энергии, медицинское оборудование, природоохранная техника. Более того, в сфере нанотехнологий Российская академия наук по многим направлениям находится среди мировых лидеров по количеству публикаций наряду с Академией наук Китая, американским университет Беркли и другие. Однако по количеству зарегистрированных патентов Россия заметно уступает не только Китаю, США и Японии, но и Республике Корея.

По оценкам китайских экспертов, в частности, Ци Вэйхая, сохраняется низкий удельный вес научно-технического сотрудничества в общем объеме российско-китайского сотрудничества, что связывается со снижением доли российской научно-технической продукции на мировом рынке. По его оценкам, из общего объема реализованной на мировом рынке научно-технической продукции – 2300 млрд.ам.долл. на долю России приходится лишь 0,3% (См. сборник статей: ЧжунЭ гуаньсиды лиши юй сяньши (История и современное состояние российско-китайских отношений). Гл.ред. Луань Цзинхэ, Чжэнчжоу, Изд-во Хэнаньского ун-та, 2004, с.804).

Тем не менее, несмотря на эти трудности, за последние пять лет было подписано не менее 150 соглашений по вопросам развития научно-технического сотрудничества в различных сферах между различными высшими учебными заведениями и научными центрами РФ и КНР. В целом в Китае считают, что дальнейшее развитие научно-технического сотрудничества между нашими странами будет идти более быстрыми темпами и создаст необходимую основу для дальнейшего развития российско-китайских торгово-экономических отношений.

Еще более сложно обстоит дело с использование иностранной рабочей силы для освоения Сибири и Дальнего Востока. На российском Дальнем Востоке трудовые ресурсы являются остродефицитным ресурсом. В настоящее время имеющейся на Дальнем Востоке рабочей силы недостаточно для освоения территории и природных ресурсов. На огромной территории Дальнего Востока общей площадью более 6,215 млн.кв.км (36,4% общей площади территории России) в начале 2012 г. проживало 6,34 млн.чел. Таким образом, как по численности, так и по плотности население российского Дальнего Востока с учетом населения Якутии-Саха и других малонаселенных районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, входящих в Дальневосточный федеральный округ, намного ниже, чем на сопредельной территории Северо-Восточного Китая. Происходит быстрое старение населения российского Дальнего Востока. Экономический и энергетический кризисы еще больше обостряют дефицит рабочей силы и ускоряют ее отток с Дальнего Востока, и после его преодоления придется платить большую цену за перемещение рабочей силы на Дальний Восток вновь.

В настоящее время общая численность жителей КНР, находящихся на территории России, относительно невелика. По оценкам ФМС РФ, общая численность китайской рабочей силы в начале 2012 г. не превышает 250 тыс.чел. По данным 5-й Всекитайской переписи 2000 года, общая численность находящихся за рубежом граждан КНР составила примерно 744 тыс. чел. С учетом имеющихся данных о прохождении государственной границы граждан КНР в обе стороны (не более 750 тыс.чел. в год), количестве китайских студентов и аспирантов, находящихся на учебе в России и общем количестве китайских рабочих по трудовым контрактам, по нашим оценкам, одномоментная численность китайцев в России составляет примерно 200-250 тыс. чел., что совпадет с показателями ФМС, полученными на основе анализа так называемых миграционных карт. Согласно этим данным, можно предположить, что в начале XXI века численность китайских мигрантов в России стабилизировалась на уровне 200-250 тыс.чел. в год.

Еще в начале ХХ века китайская рабочая сила играла важную роль в экономическом развитии российского Дальнего Востока и Сибири. В частности, в 1910 г. на промышленных предприятиях Приморского края и Амурской губернии работало 42353 китайца или 41% общего числа рабочих и служащих, а в целом на Дальнем Востоке насчитывалось 150-200 тыс. китайских рабочих (См. сборник статей: ЧжунЭ гуаньсиды лиши юй сяньши (История и современное состояние российско-китайских отношений). Гл.ред. Луань Цзинхэ, Чжэнчжоу, Изд-во Хэнаньского ун-та, 2004, с.818). Большая часть китайской рабочей силы – кули было занято в таких отраслях как промышленность и капитальное строительство, а также заняты в частном бизнесе в сфере услуг.

Большая часть рабочей силы приходит на Дальний Восток России из провинций на Северо-Востоке Китая, в основном из Хэйлунцзяна – 65% и Цзилиня – примерно 10-25%. Основную часть рабочей силы составляют крестьяне, меньшую часть – рабочие и служащие, освобожденные с предприятий городов и поселков в ходе кампании по сокращению численности персонала на предприятиях государственного и коллективного сектора. До принятия постановления о запрете на торговлю иностранцами в 2007 г. на российских рынках большая часть китайских мигрантов – примерно 2/3 была занята в сфере торговли, питания и обслуживания рынков. Остальная часть мигрантов занята неквалифицированным трудом в строительстве, сельском хозяйстве и лесозаготовках. В Китае считают, что при нынешней демографической ситуации в России в целом, и на Дальнем Востоке, в частности, характеризующейся снижением общей численности населения и численностью трудоспособного населения в рабочем возрасте, Россия не обойдется без дополнительного привлечения рабочей силы извне, в том числе из КНР. Как отмечает ученый из Хэйлунцзянской АОН Инь Цзяньпин, России в соответствии с программой развития Дальнего Востока понадобится не менее 920 тыс.чел. – для создания новых рабочих мест по плану – 600 тыс.чел., сохранения рабочих мест – 200 тыс.чел., удовлетворения потребностей в рабочей силе на малых предприятиях и на временных работах – 120 тыс.чел. Безусловно, в настоящее время нехватка рабочей силы является одной из острейших проблем социально-экономического развития российских регионов, но в настоящее время Россия пока не готова к развитию этого направления сотрудничества в силу ряда как объективных, так и субъективных причин. На наш взгляд, вряд ли следует опасаться массового наплыва китайской рабочей силы в Россию, так как средний уровень заработной платы в России в целом, и на Дальнем Востоке, в частности, уже вполне сопоставим со средним уровнем по КНР, а по ряду рабочих профессий и среди интеллигенции – уже выше, чем в России. Более того, в перспективе следует опасаться оттока высококвалифицированной рабочей силы из России в Китай – работников науки, образования, здравоохранения, инженерно-технических работников, рабочих высокой квалификации, поскольку потребность Китая в этой категории рабочей силы постоянно повышается, а уровень доходов с учетом стабильных цен на основные потребительские товары в КНР выше, чем в России. Особенно это касается российских специалистов со знанием китайского языка, на которых повышенный спрос в системе образования, культуры, науки и здравоохранения в Китае.

На наш взгляд, в нынешней ситуации нехватки рабочей силы на Дальнем Востоке и в Сибири экспорт трудовых услуг из Китая в Россию является взаимовыгодным. Для Китая Россия – один из крупнейших рынков экспорта рабочей силы, а для провинции Хэйлунцзян – единственный рынок. Для российского Дальнего Востока и Восточной Сибири импорт рабочей силы из Китая решает проблему нехватки рабочей силы в сельском хозяйстве (выращивание овощей) и строительстве, сохраняющейся в условиях структурной безработицы в России. В принципе добрососедство, интенсивное экономическое сотрудничество предполагает и требует интенсивной миграции в приграничных районах обеих стран. Однако пока роста импорта рабочей силы из Китая в Россию ожидать не приходится как из-за застоя в экономике Сибири и Дальнего Востока, так и из-за чрезмерно осторожного отношения властей и многих политиков к использованию китайской рабочей силы.

В дальнейшем расширение торгово-экономических связей с Китаем, которое важно для России и, особенно для её азиатской части, приведёт к расширению связей и увеличению китайской диаспоры на территории России. О “китайской угрозе” имеет смысл говорить только в долгосрочной перспективе при сохранении нынешних тенденций быстрого экономического роста Китая и дальнейшего экономического ослабления России. Однако в случае успешной реализации выдвинутых XVIII съездом КПК задач в области социально-экономического развития, что повлечет за собой дальнейшее обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, рост его материального благосостояния и заметное повышение его жизненного уровня по сравнению с российским Дальним Востоком, вряд ли следует ожидать интенсивной миграции из Китая на территорию России. На наш взгляд, можно будет только говорить о миграционном притоке китайского населения с низким уровнем образования и квалификации для работы в сферах сельского хозяйства, капитального строительства и торговли. Для решения всех потенциальных проблем, связанных с миграциями из Китая, лучшим средством является создание экономически сильной России и наращивание экономического потенциала на восточных территориях России – Дальнем Востоке и Сибири.

x x x

Опыт развития двусторонних торгово-экономических связей в последние годы наглядно показал, что перевод этих связей в новое качественное состояние, повышение их эффективности настоятельно требуют усиления координирующей роли государственных органов, в том числе через механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая, совершенствования платежно-расчетных отношений, создания современной информационной инфраструктуры, качественного повышения уровня транспортного обеспечения, создания действенного механизма урегулирования торговых споров, укрепления договорно-правовой базы. Именно в этих направлениях предполагается вести совместную работу в целях создания надлежащих условий для значительного роста масштаба торгово-экономического сотрудничества.

В этих условиях у Китая возникают немалые проблемы в реализации своей стратегии выхода на российский рынок. По-прежнему Китай испытывает потребности в товарах традиционного российского экспорта - древесина, калийные удобрения, цветные металлы (медь, никель), а также необходимость в увеличении поставок энергоносителей из России для поддержания высоких темпов развития народного хозяйства. Но в силу невысокой емкости российского рынка перед Китаем по-прежнему будет стоять проблема наращивания экспорта в Россию. Поэтому дальнейшие пути реализации китайской стратегии выхода на российский рынок в рамках общей стратегии развития экспорта (цзоучуцюй) видятся для Китая только в максимальном привлечении российских компаний к различным программам развития китайской экономики, таких как развитие западных районов, зон высоких технологий, энергетических отраслей. В этом случае сочетание китайских инвестиций с российскими достижениями в области новых и высоких технологий на имеющейся производственно-технической базе в обеих странах смогут дать импульс дальнейшему развитию российско-китайских торгово-экономических связей в интересах обеих стран.

В этой связи России особое внимание следует уделить развитию приграничной и межрегиональной торговли, а также вопросам поставки в КНР топливно-энергетических ресурсов и российских достижений в сфере новых и высоких технологий в обмен на инвестирование с китайской стороны крупных инфраструктурных проектов в области транспорта на территории российского Дальнего Востока и Сибири – нефте- и газопроводы, железные дороги, морские порты, погранпереходы, использование китайского опыта при создании зон свободной торговли и зон экспортной переработки на российских территориях, прилегающих к российско-китайской границе в Читинской, Амурской областях, Еврейской АО, Приморском и Хабаровском краях.

Для стимулирования развития приграничной и межрегиональной торговли необходимо развивать следующие направления деятельности: 1) интенсификация работы по созданию транспортных путей и развитию погранпереходов на территориях РФ и КНР; 2) оптимизация структуры российско-китайской торговли за счет повышения доли продукции машиностроения и товаров с более высокой добавленной стоимостью (например, лес-пиловочник вместо леса-кругляка и т.д.); 3) развитие совместных научно-технических исследований и разработок для создания новых собственных технологий и видов продукции; 4) поощрение и участие российских предприятий в перестройке старых промышленных баз на Северо-Востоке КНР и в западных районах, а китайских – в развитии инфраструктуры и реконструкции промышленных предприятий и развитии сельского хозяйства на территории российского Дальнего Востока и Сибири; 5) повышение статуса и значения торгово-экономических ярмарок в Харбине и Урумчи (КНР) и развитие аналогичных регулярных торгово-экономических ярмарок в азиатской части РФ (например, в Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке).

Развитие российско-китайских приграничных и межрегиональных торгово-экономических отношений в последние два десятилетия играет важную роль не только для повышения эффективности российского участия в международном разделении труда, но, прежде всего, для смягчения возникших в постсоветский период внутренних социально-экономических диспропорций. Адаптация региональной экономики Дальнего Востока, Забайкалья и Сибири к рыночным условиям и проводимая экономическая открытость стали во многом единственно возможным вариантом выживания этих регионов, оторванных от европейской части России.

Приграничные районы Китая и России в настоящее время решают сходные по своему характеру масштабные задачи в рамках осуществляемых региональных программ – для России – программа социально-экономического развития российского Дальнего Востока и Забайкалья, для Китая – программа развития старой промышленной базы Северо-Востока Китая. Координация этих программ позволит решить самую важную проблему торгово-экономических отношений – диверсификацию и облагораживание структуры внешней торговли между РФ и КНР, основной характерной чертой которой является преобладание в экспорте российских регионов природных ресурсов, а в китайском импорте – продукции легкой промышленности и сельского хозяйства.