О Токугава Цунаёси – «Собачьем сёгуне»
23 февраля 1646 года родился Токугава Цунаёси – пятый сёгун знаменитой династии, правитель Японии на протяжении почти тридцати лет. …Имелся, разумеется, официальный император – но о взаимоотношении двух ветвей власти красноречиво свидетельствует, например, такой факт: примерно в эту пору сёгун милостиво разрешит перестроить слегка обветшавший императорский дворец – а также, до кучи, втрое повысит содержание его обитателя – до тридцати тысяч коку… (Японцы тех времён всё измеряли рисом; коку – примерно полтора центнера этого ценного продукта; годовая норма среднестатистического островитянина). В общем – понятно, кто был главный!..
…На времена Цунаёси пришлась эпоха Гэнроку (называемая также «Золотой век Эдо») – этакий японский Ренессанс, время расцвета театра Кабуки, самурайской эстетики и таких писателей, как Мацуо Басё, создатель жанра хокку, и новеллист Ихара Сайкаку, автор «Пяти женщин, предавшихся любви» и «Записей о передаче воинских искусств». (Неясно, насколько сёгун всему этому способствовал – но, по крайней мере, не препятствовал). Одним словом – времена стояли если не тучные, то относительно спокойные… но это не помешает Цунаёси войти в историю весьма неоднозначным – и, как минимум, эксцентричным – персонажем. Кое-какие причины на то имелись!..
…Как говорят, третий сын третьего сёгуна (и правнук знаменитого основателя рода – Токугава Иэясу) с детства отличался буйным нравом. (Настолько, что отец, якобы, даже запретил ему изучать боевые искусства – впрочем, возможно, это придумают позже). Что касается матери, то она была наложницей – потом сын возведёт в её часть храм Гококу-дзи, известный тем, что по нему – одному из немногих – три столетия спустя промажут американские бомбардировщики...
Видимо, насчёт скверного характера источники и впрямь преувеличивают… во всяком случае, после смерти старшего брата, Цунаёси будет относительно единодушно избран его преемником. Известно, что в религиозном плане правитель придерживался конфуцианства и буддизма. (Как мы помним, христиан его предшественники частью принудят покинуть лоно церкви, частью попросту изведут).
…Именно мировоззрение и приведёт нашего героя к целому ряду нестандартных решений – благодаря которым он запомнится потомкам как «Собачий сёгун». (Давать клички сёгунам, вообще-то, не принято – кажется, кроме Цунаёси известен только один случай). Повелителя весьма беспокоил вопрос наследования – а, следовательно, потомства. (Точнее, отсутствия такового – единственный сын Цунаёси умер в детстве). Буддийские монахи подсказали – дело, скорее всего в том, что одно из предыдущих воплощений повелителя плохо обошлось с каким-нибудь животным…. Вероятнее всего – собакой. (Цунаёси родился в Год Собаки).
Неопровержимость этого логического построения вполне убедит сёгуна – и на исходе первого десятилетия своего правления он издаёт указ «О запрете лишения жизни живых существ». (Пока повезёт только собакам, кошкам и лошадям – но со временем список пополнится коровами, курицами – и даже змеями и черепахами… а рыбой запретят торговать на рынках). Впрочем, собаки всегда оставались объектом наибольшего внимания!..
…Надо сказать, в те времена бродячих стай в Японии хватало. (Источники утверждают, что они «разоряли посевы» – из чего можно сделать вывод о степени оголодания бедных животных). Отныне всё изменится!.. При встрече, надлежало четвероногую поприветствовать: о-ину-сама(то есть: «госпожа Собака»… количество поклонов не уточняется) – ну, а потом можно было вежливо попросить её удалиться (не повышая голоса – и, не дай бог, не берясь за палку). Несознательные подданные поначалу решат, что повелитель шутит – но вскоре возникнет прецедент: крестьян, перебивших очередную собачью шайку, схватят – и, в свою очередь, казнят… Менее злостных нарушителей приговаривали к битью палками!..
…Твёрдо следуя взятому курсу, Цунаёси сооружает вблизи Эдо (то есть – Токио) псарню – на полсотни га и полсотни тысяч собак. Со всех этим хозяйством управлялись двести семьдесят чиновников – причём каждой «гостье» полагалось дневное довольствие в полтора крестьянских!.. (Очень скоро зажравшие псы начнут воротить носы от овощей – придётся разнообразить их трапезу мясом и рыбой; питание, кстати, будет поначалу двух – а потом и вовсе трёхразовым).
…При этом, по воспоминаниям редких западных гостей, улицы Эдо по-прежнему кишели одичавшими животными… случалось, они нападали на людей – но трогать любимиц сёгуна запрещалось – надо было ждать расследования!.. (Сам Цунаёси, кстати, не держал во дворце ни собак – ни даже их изображений).
Немудрено, что народ начнёт потихоньку роптать… как говорят, один из князей осмелится учинить в своих владениях масштабную облаву, перебьёт несколько сотен бродячих псов – и часть добычи отошлёт сёгуну с сопроводительным письмом… Влиятельного оппозиционера не тронут – а вот пособников догхантера засудят.
…Неясно, чем могли закончиться чудачества Цунаёси (надо сказать на его правление пришлись и вполне реальные бедствия, вроде извержения Фудзиямы и ударившего по Эдо тайфуна… да и казна от содержания всех этих свор порядком отощала) – но сёгун благополучно скончается в шестьдесят два года – и передаст пост племяннику, взяв с того клятву строго соблюдать «собачьи законы». Разумеется, через десять дней Токугава Иэнобу всё отменит…
P.S. …Тем не менее – постановления «собачьего сёгуна» войдут в историю как первый образец зоозащитного законодательства. А ещё – именно при Цунаёси случится воспетая множеством авторов Месть сорока семи ронинов… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 23 февраля 1964 года родился Джон Терри Норум – гитарист и один из основателей знаменитой шведской команды «Europe».
И ещё. 23 февраля 1973 года родился Ларс-Улоф «Лассе» Юханссон – клавишник и гитарист популярной шведской группы «The Cardigans».