Вряд ли можно придумать что-то более скучное и забронзовевшее, чем на 25-летие "Автобизнеса" вспоминать, как молоды мы были, сколько всего напечатали и выпили. Мы пойдем другим путем: персоны, которые самым прямым образом повлияли на историю нашего проекта, расскажут, каким был белорусский автобизнес в 1990-х годах и начале нулевых. На летопись этот материал не претендует - скорее, это субъективная и ностальгическая зарисовка. Три человека - три периода: начало 90-х, вторая их половина и нулевые.
Основатель "Автобизнеса" Дмитрий Асташенко: "На заправках выстраивалась очередь 200 машин"
- Откуда в Беларуси взялись первые иномарки?
- Гнали машины из Германии, другой страны для этого фактически не было. На свой страх и риск все брали деньги и ехали через границу. Проблема была в том, чтобы на таможне не поймали эти деньги, - нужна была декларация, разрешение на вывоз валюты. Геморрой за 20 лет ничуть не изменился. Старались прибиваться к каким-то знакомым, у которых были связи в автохаусах, чтобы они помогли болтаться по рынкам.
Машин была куча. Бандитов соответственно подтянулось не меньше. Тогда покупка машины не значила ничего, потому что вероятность того, что ты доберешься домой, была 50 на 50. Ночевать нигде не станешь - только в глухой лес, где, кроме тебя, никто не станет. На заправке стал - могут подъехать, деньги вытрясти, машину забрать. Машины тогда были на "брифах" (немецкий паспорт автомобиля. - Прим. ред.) - забрал их, выкинул, нигде никому ничего не докажешь.
- Где брали запчасти?
- Было много складов, которые продавали запчасти кучами. Все это привозилось сюда грузовиками. Сейчас даже не знаю, можно ли так ввезти. Каждая запчасть под разными таможенными кодами, все законы настолько усложнены, что это нереально. А тогда можно было спокойно взять целую фуру "шрота", притащить ее и здесь выгрузить.
- Кто первым взялся официально ввозить новые запчасти?
- "Шате-М" и "Остров сокровищ". Наша газета появилась в 1993-м, и, по большому счету, тогда же появилась их реклама. На моей памяти они дольше всех на этом рынке. Еще Fenox. Гнали машины, а рядом стояли фуры с их логотипами. Тогда они то ли здесь делали и поставляли туда, то ли там что-то делали и везли сюда. Но разукрашенные фуры через границу уже сновали.
- Насколько резкой стала автомобилизация?
- Машин тянули много, потому что основной насос - это Россия. По большому счету белорусы оказались в буфере, который сейчас должен защитить от НАТО, а тогда это был буфер, который давал машины. Автомобили тогда улетали хорошо, если ты не загибал цену выше рынка. Неделя-две - машина уходила. Давали объявления: если автомобиль хороший, без видимых "косяков", то он легко продавался. В Россию машины летели, как гуси в перелетный край.
Потом народ опять брал деньги, ехал в Германию. 24 часа, не вставая из-за руля.
- Кто ездил за машинами - простой люд или начинающие бизнесмены?
- Тогда кинулись все. С деньгами было крайне фигово. До этого вся страна ездила в Польшу. 1995-1996 годы - это образование рынка "Динамо", первой организованной площадки. Там с блендерами и соковыжималками "Белвар" стояли, с товарами из Польши, кто с чем. А машина - это была неплохая альтернатива стоянию на "Динамо". Заводы тогда практически все стали - либо не было зарплаты, либо ее выдавали этими же соковыжималками и т.д.
- Где продавали машины?
- В начале был "Локомотив". В 1993-м мы ходили по нему и раздавали маленькие напечатанные объявочки: "Если хотите продать машину, позвоните по такому-то телефону". Народ дико удивлялся, потому что тогда были только рекламные приложения к "Вечернему Минску" и "Экспресс. Реклама", причем платные. А тут предложили какой-то сумасшедший продукт: позвони - и бесплатно разместят, объявление выйдет. Искали какой-то подвох. Ничего, начали звонить. На первый номер насобирали объявлений, на второй еще легче дело пошло. Только через полгода-год после нас появилась "Из рук в руки" с таким же бесплатным приемом объявлений.
- А "Ждановичи", "Малиновка"?
- "Локомотив" в 1993 году, как мы открылись, так и накрылся. Примерно тогда же появилась "Малиновка" - это было просто заасфальтированное поле и больше ничего. Все остальные строения стали появляться позже. Тогда все съезжались туда. Очередь стояла с кольцевой. Занимали очередь с часов двух-трех, чтобы успеть стать в центре.
- Покупателей хватало?
- Много было. Очень много всяких казахов, русских. Машина только выставлялась, а тебя уже постоянно кто-то дергал, что-то спрашивал, торговался. Это был очень живой рынок.
- Раз машин резко стало много, то и с топливом возникли проблемы. Так?
- О да! В году 1993-1994-м перебои с топливом были очень серьезные. Его просто не было в городе. Где-то на каких-то заправках оно появлялось - сразу выстраивалась очередь 200 машин. Народ по вечерам после работы развлекался тем, что ехал и занимал очередь возле какой-нибудь АЗС и ждал, когда подвезут топливо. Давали по 20 литров в руки. Один раз заправившись, можно было становиться еще.
- Напоминает, как в 2011-м белорусы ночевали у обменников, чтобы купить валюту.
- Тогда никто не знал, на какую заправку привезут топливо. Графики какие-то были, топливо привозили, но хватит тебе или нет - неизвестно.
Экс-руководитель технического отдела "Автобизнеса" Андрей Дмитриев: "Если вы не покупатель, то идите лесом"
- Во второй половине 90-х все очень быстро развивалось. Ничего не было, а потом быстро появилось: дилеры, выставки… Тогда же прошли первые "Автошоу". Привозили новые автомобили, которые можно было посмотреть, покрутить, посидеть в них.
Дилеры в те времена были разные. Сейчас заходишь на стенд - и тебя "облизывают", все рассказывают и показывают. А тогда приходишь в день прессы, а тебе: "А чего ты сюда приперся?" - "Так выставка, день прессы…" - "Вы покупатель?" - "А если не покупатель, то идите лесом?" - "Ну типа того". Об этом даже в нашей газете написали, и дилер совсем быстро закрылся. Сейчас уже не вспомню, если честно, какие машины он продавал.
- Кто тогда был лидером среди дилеров?
- В Pushe продавали Skoda Felicia и Forman, "жигулями" торговали, их реклама была везде. Они одними из первых позиционировали себя как бренд. Машины улетали со свистом. Это была фирма на слуху.
"Атлант-М" тоже продавал автомобили ВАЗ. Но круче всех с точки зрения рекламной политики во второй половине 1990-х - "Холпи".
Ни в одной из стран-соседок Mazda такой крутой не была. Креативная реклама, ее было много. Pushe в какой-то момент пропали. Массово рекламировать Volkswagen или Peugeot стали позже, а Mazda 626 в кузове GE и 323 позиционировались просто замечательно. На мой взгляд, "Холпи" были лучшими в Беларуси на тот момент по созданию бренда, по формированию среди покупателей желания купить автомобиль именно этой марки.
- В 1996-м на "Юнисоне" начали собирать белорусские Ford. Как они расходились на рынке?
- Никак. Была реклама по телевизору, про это написали газеты. Но по большому счету на улице массово их не было. Когда в современном мире вышел Logan, его все увидели. Та же история с VW Polo. Когда появился Ford Escort, его никто не увидел. Даже Samand в годы выпуска на "Юнисоне" в Минске было гораздо больше, чем тех Ford. Они как бы были и, возможно, куда-то продавались. Может, в Россию.
Грубо говоря, на меня как жителя Беларуси это (выпуск белорусских Ford. - Прим. ред.) не повлияло. Новый автомобиль от меня был безумно далек. Хотя те же новые Skoda Favorit/Forman в 1990-х по современным меркам стоили совсем недорого. Если не изменяет память, в районе 6000-6500 долларов. Но тогда для меня это были громадные деньги!
- Дефолт 1998 года как отразился на нашем автобизнесе и белорусах в частности?
- У меня такое воспоминание: в России все рухнуло моментально, а к нам это пришло с запозданием. В первую очередь в нашем сегменте это отразилось на рекламных бюджетах: курс поехал, цена осталась в белорусских рублях. Зарплаты автоматически снизились. Это был достаточно тяжелый момент, но несколько размазанный по времени. У многих зарплата была привязана к эквиваленту в валюте. У кого осталось так, те чувствовали себя королями. Но именно с 1998-го руководители в Минске начали отвязывать зарплату от валюты. Все это почувствовали.
В 1998-м я как раз купил первую машину. Семи-восьмилетний автомобиль можно было приобрести за 4500 долларов. Но тогда зарплата 300 долларов считалась приличной. А теперь сравни эти 300 долларов и стоимость машины. Чуть позже планка уехала на 6000, а потом все выше и выше. После 1998-го машин становилось только больше.
- Какие автомобили были самыми популярными на рынке б/у во второй половине 90-х?
- Изначально рулили "немцы". Приход "французов" со всякими Xantia и 405/406 был чуть позже. Тогда же были VW Golf 2, Passat B3 было вагон! Ford Sierra - наше все. Были отдельные "перекупы", которые работали только с этой моделью, максимум - со Scorpio. Sierra было очень много. А потом они все уехали в регионы. Был период автомобилей из Америки.
Тема "перекупов" все еще была на подъеме. Когда выходил свежий "Автобизнес", его тут же расхватывали и звонили по объявлениям. "Перекупы" брали машины, включая битые, делали их красивыми и отправляли в народ. Соответственно у каждого продавца были знакомые маляры, слесари. Они нигде не рекламировались. Кто-то начинал сам по себе, многие до этого работали у дилеров. Но поскольку либо им платили мало, либо они считали, что смогут сами заработать больше, то уходили "в поля". Те, у кого была репутация хорошая, работу выполняли всегда хорошо. Например, к приличному мастеру по покраске машины стояла очередь на несколько месяцев.
- Как обстояли дела с рынком запчастей?
- Первым приходит на ум "Остров сокровищ". Естественно, везде рекламировался, усиленно продвигал свою марку. "Шате-М" тоже тогда появился, "Свиат" давно известен. Выражение "оригинальные запчасти" вызывало пиетет. Может, потому, что было меньше поделок из Китая. Оригинальная деталь часто стоила космических денег, которые сложно было заплатить.
Экс-главный редактор "Автобизнеса" Дмитрий Новицкий: "Нулевые - это расцвет самой идеи нового автомобиля в Беларуси"
- В начале нулевых рынок рос за счет высококвалифицированных специалистов, более-менее удачных предпринимателей. Но новый автомобиль перестал быть роскошью, а начал стремительно становиться вполне обыденной покупкой. На людей, которые купили новую машину, не смотрели как на богов, снизошедших с Олимпа на землю бренную.
Был всеобщий подъем. Тогда мы этого не понимали, но это был пик технологий, а каждое поколение (автомобилей. - Прим. ред.) ждали. Оно становилось лучше. Вместо Passat B5 появлялся B6 - и он был лучше. Только потом пришло вот это разочарование, что, оказывается, новая модель может быть и не лучше предшественницы.
Это был пик внутреннего драйва людей, которые работали в автобизнесе. Сейчас многие продавцы говорят, что драйв ушел, эмоции такой сильной нет, как раньше. Пришел, купил новую машину и ушел. А тогда это был настоящий праздник. Это чувствовалось, была такая атмосфера времени.
- Как шли дела у дилеров?
- У них тоже все хорошо развивалось. Конец 1990-х - начало нулевых - это время сильных, интересных, нестандартных рекламных кампаний, вплоть до конфликтов с заводом. Например, Volkswagen в конце 90-х запустил модель Tornado - о ее существовании сам завод даже не подозревал. Это наши местные пиарщики взяли на себя смелость и самую мощную версию Bora назвали так. За это они получили по шапке от головного офиса, был целый скандал. Но вот этот факт говорит о том драйве, который был.
Это было время глобальных мероприятий, когда собирались огромные толпы клиентов. Деньги в начале нулевых на шумные презентации машин летели просто почем зря. Снять весь цирк и набить его людьми - это было нормально. Сейчас такое практически невозможно.
- Начало 2000-х годов трудно представить без "Моторшоу".
- Изначально в середине 90-х это называлось "Автошоу". Но потом флаг перехватил Дмитрий Ярота с "Моторшоу". Это был хороший, интересный и достаточно дорогостоящий проект. Это был по-настоящему праздник для всей страны. Богатые, дорогие стенды, огромное количество машин, затратная часть очень высокая… Это был расцвет самой идеи нового автомобиля в Беларуси. Но потом все закончилось.
Это сейчас обыденность: пошел, без справки о доходах взял в кредит новый Renault и уехал на нем. О том, что ты сделал некий поступок, забыл ровно на следующее утро. Тогда все горели: и покупатели, и дилеры, и автопроизводители были на пике интересных моделей. Потом пошла эпоха удешевления, унификации и прочего такого. Машины сами по себе стали менее интересными, на мой взгляд. Сейчас самое интересное происходит среди электромобилей и самых дешевых машин. Сделать новый автомобиль хорошим за 10 тысяч - это достаточно тяжело.
- Новье новьем, но белорусы не отказывались от б/у из Европы. Перегонщики не бедствовали?
- У них дела по-прежнему шли хорошо. До введения таможенных пошлин и создания Таможенного союза все вообще было отлично в этом бизнесе. Белорусы даже не думали, что когда-нибудь с поддержанных Saab, Rover и Lancia их пересадят на одинаковые VW Polo Sedan. Все ездили за машиной. Я сам несколько раз ездил, почти все мои друзья тоже.
Это было национальное хобби, хобби всей страны. Если не хватало духу самому съездить, то шел на рынок или покупал "Автобизнес" и искал свежепригнанную машину. В начале нулевых по-прежнему работала схема "пригнал машину из Германии - покатался два года - продал за те же деньги".
- Риск при перегоне уменьшился?
- Стало более безопасно. В конце 1990-х с этим навели порядок. По достаточно подтвержденным слухам спецслужбы маскировались под перегонщиков, ехали на машине с "транзитами", но были вооружены автоматическим оружием. При попытке бандитского перехвата они просто расстреляли несколько группировок - и случаи нападения сами собой прекратились. Люди не были готовы рисковать жизнями.
- Чем лично тебе запомнилась та пора?
- Рынок прибавлял с каждым годом. Это внушало некий оптимизм. Надо понимать, что в 1998-м был кризис, после которого все легло. В начале нулевых начался рост. Люди думали, что он будет продолжаться вечно. По сути, так оно и случилось: в абсолютных цифрах рынок до сих пор растет. Понятно, что у нас очередной кризис, все опять упало, но вроде как снова растет. Думаю, и дальше будет расти. Люди верили в мечту - и мечта постепенно реализовалась.
Слушал и записывал Вадим ЗЕНЬКЕВИЧ
Фото из архива редакции
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber