Говорят, женщина – это тайна. Говорят, у каждой тысяча лиц. Говорят, никто и никогда не сможет прочувствовать все струны ее души… Да много чего говорят о нас, таких противоречивых, таких внезапных, таких прекрасных и великолепно разных!
Посмотрите, даже на выставке «Она», открывшейся недавно в Приморском отделении Союза художников России, где представлено без малого 80 женских образов, нет ни одного, хотя бы чуточку похожего на соседний.
Вот едва уловимый за решеткой из сосулек и затемненным изморозью окном женский лик на картине Александра Енина «Еще февраль». Вот пронизанный нежной и самой чистой любовью дуэт в «Автопортрете с мамой» Марии Холмогоровой. Или изысканная в своей чувственности «Дева» в триптихе Александра Арсененко. Или вся такая деловитая «Медсестра из удэге» Ивана Рыбачука. А вот почти юмористическая работа – диптих «Следы» Екатерины Жилиной, где женского образа, лица нет вообще. Но разве же она не чувствуется в каждой детали?
– Какая она, женщина? Ох, вы посмотрите, сколько здесь ее ипостасей, – улыбается Илья Бутусов, председатель Приморского союза художников. – От почти неприглядного, плотского образа, на грани неприязни и стеба, до нежного, светлого облика женщины-мадонны. Кто такая она? Для кого-то это дочь или жена, для кого-то просто модель, а для кого-то ответ на этот вопрос вообще звучит неожиданно: она – это я, ведь в залах едва ли не половина работ принадлежит женщинам.
Выставку «Она» составили творения художников из Владивостока, Находки, Артема, других уголков Приморья. Есть и акварели, и масляные краски, и карандашный рисунок, и гравюры (великолепные работы Геннадия Кунгурова), и керамика, и ювелирные изделия, и горячие эмали, даже работа золотом по бивню мамонта (тончайшее произведение Игоря Обухова). Да, воспевать женщину можно тысячами разных техник, и все равно этого будет недостаточно.
– Мы не ставим перед собой задачи перед каждым праздником устраивать тематическую выставку, – объясняет искусствовед Ольга Зотова. – Но когда обсуждался выставочный план на 2018 год, подумали, что за несколько дней до начала весны и 8 Марта «женская» выставка будет актуальной, тем более что такой тематики – женский портрет – у нас не было уже несколько лет. Нам захотелось чего-то камерного и в то же время веселого, того, что связано с тем половодьем чувств, которое захлестывает человека весной.
В разные эпохи, при любом социальном порядке ей, женщине, отводилось особе место: в нее влюблялись, для нее слагали стихи, за ее благосклонность сражались на турнирах, она становилась причиной войн. Ей посвящали произведения великие художники разных времен.
ХХ век, век великих социальных перемен, кардинально изменил образ женщины. Вчерашняя Прекрасная дама превратилась в эмансипированную личность. В искусстве советской эпохи был создан целый ряд типизированных портретов комсомолок, работниц. Но в основе отношения к женщине остался все тот же поиск прекрасного, загадочного, рождающего порывы сердца.
Художники Приморья внесли в эту тему свой вклад. Внимательный зритель помнит выставки «Женщина-цветок», «Кое-что о Еве», «Ню». Нынешняя выставка объединила художников разных поколений. Из 180 произведений были отобраны лучшие: детский портрет, обобщенный женский образ, ню, эскизные зарисовки. Один из художников, Виктор Пиперов, сопроводил свою работу поэтическими строками, которые дополняют настроение всей экспозиции:
Закатное солнце пульсирует
Сквозь промежутки столбов,
бликуя.
На красной обшивке плацкарта
Проходит дама в красном,
пульсируя,
бликуя…
Замечу, что 180 работ – это очень много. Нам, в выставкоме, пришлось очень нелегко, честно. Мы даже поспорили, кто лучше проникает в женскую суть – художник-женщина или художник-мужчина. Вот, например, Людмила Убираева, чьи пастельные портреты представлены здесь, считает, что женщина женщину видит лучше, знает потаенные психологические черточки, потому и портрет, созданный женщиной, будет более точным, что ли, более глубоким. Но есть и другая точка зрения, так что, наверное, на этот вопрос вообще нет ответа…
Какая получилась она у нас? Очень разная. Никто не сможет сказать точно, какова женщина на самом деле, сколько бы женских образов ни создали художники мира. В этом смысле интересно взглянуть на работу Алексея Плешивцева, где в одном женском образе сливаются и «девушка с жемчужной сережкой», и знаменитый венециановский портрет, и портрет кисти Петрова-Водкина. Женщина – это многое в одном. Рыбообработчицы – как у Евгения Коржа, студентки – как у Михаила Фролова, скромные мадонны в ожидании младенца – как у Евгения Пихтовникова, секретарши – как у Ольги Шипиловой, девчушки с золотистыми локонами – как у Натальи Попович. Да, мы очень разные. Но одинаково прекрасные в любой ипостаси.
– Да все дело в любви! – уверен художник Александр Арсененко (он занимался размещением работ на выставочных площадях). – Выставка «Она» – это ведь про любовь, разве вы не согласны? Мне было очень приятно, легко находить свое место для каждой работы, потому что я думал в это время только о любви. Здесь любовь в каждой картине, ведь наш мир создан лишь благодаря ей! Я уверен, что невлюбленный художник – просто мертвый, ведь все, что делается в искусстве, освещено этим прекрасным чувством – от любви к матери до любви к Родине…
Любовь Берчанская