Boeing и Hawaiian Airlines (HA) объявили 6 марта о подписании контракта на поставку 10 самолётов 787-9 каталожной стоимостью 2,82 миллиарда долларов США, к которому прилагается опцион ещё на 10 машин.
Поставки начнутся в 2021 году.
Авиалайнеры выйдут на дальние маршруты из Гонолулу в Нью-Йорк, Лос-Анджелес, а также на Тайвань, в Южную Корею, Японию, Австралию и Новую Зеландию.
Таким образом, авиакомпания определилась с типом широкофюзеляжного самолёта нового поколения - и выбор весьма неожиданно пал на американскую продукцию.
Экономическая эффективность и мечты о Европе
Hawaiian Airlines, оперировавшая к середине 2000-х годов парком из узкофюзеляжных Boeing 717 внутри архипелага и широкофюзеляжных Boeing 767-300ER для полётов на континент, обратила внимание на продукцию Airbus. Первичный интерес вызвали A330-200, которые могли позволить открыть азиатские маршруты и получать большую прибыль от текущих операций.
27 ноября 2007 года авиакомпания подписала меморандум о взаимопонимании с Airbus, в который вошли 24 широкофюзеляжных самолёта общей стоимостью 4,4 миллиарда долларов по номинальным ценам. Это был твёрдый контракт на шесть A330-200 и опцион (право покупки на заранее оговорённых условиях) ещё на шесть самолётов, предварительный контракт на шесть A350-800, находившихся на тот момент в разработке, и опцион ещё на шесть машин той же модели. С помощью Airbus A350XWB гавайский перевозчик собирался выходить на линии в Лондон и Париж.
Поставки A330 должны были стартовать с 2010 года, A350 ожидались с 2017-го. Марк Данкерли (Mark Dunkerley), на тот момент президент и генеральный директор Hawaiian Airlines, говорил, что самолёты Airbus смогут сделать полёты на Восточное побережье США наконец-то экономически выгодными, чего не были в состоянии достичь Boeing 767.
27 октября 2008 года компания объявила о необходимости лизинга двух дополнительных A330, так как она окончательно решила строить свой дальнемагистральный флот на европейской продукции - а арендные контракты на Boeing подходят к концу. Через две недели контракты были подписаны, а в декабре 2010 года - реализован опцион на шесть самолётов.
Пересмотренные планы и обманутые ожидания
Hawaiian показывала отличные финансовые результаты, бурно расширяла сеть и строила агрессивный маркетинг. Но на мечтах о прямых полётах в Великобританию и Францию пришлось забыть: Airbus отказался разрабатывать укороченный вариант A350XWB, на который были подписаны островитяне, и 22 июля 2014 года в первичное соглашение внесли изменения. По новому меморандуму, перевозчик становился в очередь на A330-800, версию следующего поколения активно используемых A330-200: с обновлёнными двигателями Rolls-Royce Trent 7000, улучшенным крылом и изменённым дизайном салона. В пресс-релизе Данкерли называл выбранные самолёты "элегантным решением для роста авиакомпании к концу десятилетия": более экономичные, обладающие увеличенной дальностью полёта и при этом почти полностью совместимые с уже внушительным парком предшествующей модели.
Но Airbus подвёл снова. Не найдя на свою укороченную модификацию ни единого клиента, кроме гавайцев, производитель не торопился с их вводом в эксплуатацию: первый полёт до сих пор не собранного A330-800 назначен на текущий год, после чего ещё придётся дождаться окончания сертификации.
Лучшие самолёты и аппетитные цены
Но Boeing 787-9, на самом деле, поступят ещё позже. Чем же привлёк американский производитель своего почти потерянного клиента?
В феврале 2018 года стало известно, что Boeing Capital, лизинговое подразделение вендора, отменило арендные платежи за три из семи пока остающихся в аренде у Hawaiian Airlines Boeing 767-300ER. А сами новые самолёты 787-9 на самом деле вошли в контракт по цене ниже 100 миллионов долларов - вплотную к их себестоимости порядка 80... 90 миллионов.
Как мы выяснили в сравнениях ранее, Boeing 787 выигрывает у своих европейских конкурентов - как предыдущего, так и нового поколения. И всё, что могло помочь Airbus, это низкие цены на его продукцию, чтобы компенсировать более высокие затраты на топливо и эксплуатацию. Но если американский вендор сумел справиться с этим преимуществом своего конкурента, нет никаких причин для авиакомпании с широкой трансокеанской маршрутной сетью работать на A330.
Так как объём заказа примерно аналогичен текущему широкофюзеляжному флоту гавайцев, можно сделать вывод о стратегическом выборе Boeing 787 Deramliner на третью декаду века и, вероятно, далее.
Пока авиакомпания не подтверждает возможность своего отказа от соглашения на A330-800.
Airbus, тем не менее, останется на Гавайях. Чтобы связать Западное побережье США с островными курортами непосредственно - без стыковки в Гонолулу, как было до сих пор, - в январе 2013 года перевозчик заказал 16 узкофюзеляжных Airbus A321neo, два из которых уже прибыли прошедшей зимой.
Команда проекта Aeronautica.online благодарна вам за уделённое внимание.
Если считаете, что мы достойны вашей поддержки, предлагаем инструмент для оценки (буквальной) наших усилий. Сумма в активном окне легко корректируется в любую сторону: