Найти тему
мама дома

Способы правильного психологического развития ребенка с 3 лет и до совершеннолетия. Опыт мамы.

К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Это желание быть на той же стороне, желание обладать - «МОЯ мама»! У малыша появляется ревность.

Нужно делать все то, что подходит для детей от 0 до 3 лет (читай статью выше), а также:

- проводить вылазки один на один в магазин, кафе, парк, на каток, в кино, на футбол, в гараж, на рыбалку или какие еще развлечения, популярные в вашей семье;

- разделить с ребенком свое хобби;

- время от времени брать ребенка с собой на работу (если это возможно);

- разрешать злиться, помогать выпустить негатив;

- искать клад, собирать осенние листья, жёлуди, каштаны, составлять вместе аппликации, творить экибаны. Вместе рисовать, лепить, делать поделки, совместно украшать дом к празднику. Можно создать "семейный ритуал" - каждый год ВМЕСТЕ украшать новогоднюю елку, печь имбирные прянички и т.д.;

- наряжаться в маскарадные костюмы, устроить семейный спектакль - с куклами или самим стать актерами, разыграть по ролям одну сцену из читаемой сказки. Проигрывать ситуаций "мама-малыш" в сюжетно-ролевых играх;

- на прогулке взяться за руки обоих родителей и чтобы они "перепрыгивали" ребенка через лужи. Закапывать друг друга в песок, в снег... и не забывать откапывать), лепить снеговиков и строить снежные крепости, пускать и лопать мыльные пузыри. Кататься на велосипедах и роликах, качаться на качелях и кататься с горки с ребенком на руках, бегать наперегонки, играть в догонялки, хвалить: "как же ты быстро бегаешь/как быстро догнал меня..".

- плавать вместе в бассейне, нырять, смотреть друг на друга под водой, плавать на маминой или папиной спине;

- валяться на диване - бутузиться, прятаться в домики под одеялом, играть в норки, мостики, лазы, дырки и прочее, используя в качестве оных родителей. Тактильные игры типа "рельсы-рельсы", катать ребенка на спине - "лошадка", игры на коленках "в ямку - бух!", качать на папиной ноге, ходить на ступнях родителей, делать зарядку вместе, прыгать на гимнастическом мяче;

- петь караоке вместе в микрофон, танцевать вместе под музыку, даже под ту, которую играет ребенок (на барабане, бубне, погремушках и проч.), танцевать вместе несложные детские танцы под пение мамы ("Каравай", "Танец маленьких утят");

- разрешать ребенку кормить, поить маму, мыть ее, мазать кремом, причесывать, чистить зубы и т.д. Просить погладить, пожалеть "как сильно мама сегодня устала..";

- игры "делай, как я", можно перед зеркалом, но еще лучше, когда ребенок задает движения, а мама повторяет;

- "поцелуйчики в кармашке". При расставании положить в карманчик к ребенку свои поцелуйчики и обьяснить, что когда он соскучиться по маме/папе, нужно вытащить поцелуйчик и положить на щечку.

К четвёртому году жизни у ребёнка появляется желание собственной важности, значимости в жизни любимого человека. Дети становятся мягче, покладистее, ищут подтверждения своей важности для нас. Что делать:

- играть в прятки, в расставания и встречи;

- приготовить стол к ужину: расставить тарелки, достать приборы, в стаканы налить всем сок. Выделить ребенку свой совок и щетку, доверить поливать цветочки и другие несложные домашние хлопоты;

- хохотать с ребенком, особенно над его шутками. Маленькие дети обычно много шутят и играют со словами. Им нравится "разыгрывать клоунов", привлекать публику и громко смеяться. Но если их не поддерживать, этот этап быстро проходит. Клоунада учит посмеяться над собой, понимать шутки и подтекст. Ребенок, понимающий юмор, умеющий посмеяться над собой и вызвать смех у других, хорошо вооружен для будущей жизни!

- кормить ребенка, если он просит и хочет, чтобы это сделали Вы (даже если сам давно умеет);

- одобрять друзей ребенка, если не можете одобрять увлечения и друзей - ОЧЕНЬ подробно разговаривать с ребенком о том, почему Вы не можете одобрить конкретного друга.

На пятом году ребёнок начинает любить. Он отдаёт вам своё сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он «ЛЮБИТ маму». Поёт песни о любви и рисует сердца. Это привязанность посредством эмоций, время, когда ребёнок физически готов расставаться с теми, кто ему дорог, без существенного ущерба для своей психики. Что делать:

- рисовать открытки бабушке, которая живет в другом городе, отправлять их по почте и ждать ответов;

- рассматривать семейный фотоальбом, искать маму и папу на фотографиях, где много людей, рассматривать вместе фотографии, где ребенок был маленький. Рассказываем при этом, каким он был малышом, или его еще не было, как сильно его ждали;

- звонить папе на работу (или пусть папа позвонит раз в день в определенный час). Важно поддерживать связь ребенка с папой, даже если он много занят на работе;

- обниматься с мужем при ребенке, обниматься всей семьей. Все разногласия и тем более скандалы - в другой комнате и шепотом!) Ребенок этого знать не должен.

Возраст от 5 до 7 лет Последний уровень привязанности - когда тебя знают. Ребёнок начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Психологическая привязанность - самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. Не каждый взрослый имеет опыт подобной привязанности. Что необходимо делать:

- доверить ребенку свои чувства "я сегодня рассердилась, когда..","мне было грустно оттого...", "я так радовалась в тот раз...";

- просить прощения у ребенка в случае срыва;

- называть чувства ребенка;

- применять активное слушание, даже если очень устали или может совсем неинтересно;

- обязательно обсуждать возникавшие конфликты после того, как страсти улеглись.

Возраст от 7 до 11 лет Делаем все, на что согласится ваш ребенок, из перечисленного выше для более младших возрастов, а также:

- разделите с ребенком его хобби, даже если это противные маленькие игрушки с большими глазами и завышенной ценой или непонятная/неинтересная компьютерная игра;

- доверьте ребенку приготовление какого-то одного блюда к ужину (от Вас только советы и подсказки: руки прочь - пусть сам);

- читайте ему вслух (можно раньше начинать, но и в этом возрасте продолжить);

- не забываем обнимать: минимум 8 объятий в день;

- продолжаем массаж (рельсы-рельсы и пр.);

- смотреть в кругу семьи его младенческое видео, фото.

Возраст от 11 до 17 лет

- тактильный контакт - поцелуи, объятия при встрече и прощании;

- продолжаем активное слушание;

- быть на стороне ребенка во время внешней угрозы;

- иметь общее время (кафе, прогулки);

- обращаться за помощью к нему в том, в чем он чувствует себя уверено (компьютеры, грубая физическая сила и проч.);

- советоваться с ним перед принятием решений не только касательно его, но и общих семейных вопросов;

- писать смешные записочки (и серьезные!);

- для взрослых отдельно гуляющих детей - встречать и провожать каждый раз (доброе слово и родное лицо перед уходом очень важно);

- слушать подростка, когда он начинает говорить, а не когда у родителей есть время/желание;

- спрашивать, что нравится/не нравится, во всех сферах - от политики до цвета туалетной бумаги, просить обосновать свою позицию;

- задавать вопросы - учить формировать свое мнение, отстаивать его, искать доводы;

- смотреть вместе новости, обсуждать политическую ситуацию в стране и мире и ...ЛЮБИТЬ в любом возрасте и в любое время дня и ночи!!!

Мы не должны упустить момент: ведь только до начала учебы в школе они рядом с нами в течение всего дня, потом мы видим их лишь несколько часов в день, а позже они вступают во взрослую самостоятельную жизнь без нас, и уже другие люди оказывают на них очень сильное и не всегда благоприятное влияние.

Если мы не интересуемся жизнью ребенка, когда ему 10 лет, не знаем, с кем он дружит, какие у него увлечения, то когда ему исполнится 15, нам не о чем с ним будет говорить, а лет в 20 он вообще с нами общаться не будет, разве что по праздникам!

Нужно спешить: спешить делать добро, спешить вкладывать, спешить общаться с ребенком!